С иллюзиями всепроникающего свободного рынка, если у кого-то они ещё сохранились, когда-то придётся расстаться. Это лишь опиум для побеждённых дикарей — на самом Западе этого и в помине нет, там всё крайне жёстко контролируется государством, и экономические санкции, которыми пытаются на нас давить США, лишь очередное тому подтверждение. Государство должно стать единственным регулятором крупных и средних экономических процессов. В условиях войны (пусть даже только экономической) идеи частной собственности и её свободным распоряжением работают плохо. Это, кстати, тоже одна из внушённых нам иллюзий — что частное предприятие якобы непременно эффективнее государственного. Что сделает частный предприниматель, оказавшись в результате экономической войны перед выбором: лишиться достатка или поступиться интересами своего народа и государства? Не знаете, и я тоже не знаю. Но видя, как ведут себя некоторые обеспеченные люди, не испытывал бы тут особых надежд. Человек, которым двигает исключительно жажда наживы и желание уровня достатка выше окружающих, вряд ли изменит своим убеждениями продавать всё тому, кто побольше предложит.
Кроме того, все идеи о якобы большей эффективности частной собственности не учитывают очевидную вещь: смертность человека и смену поколений. Да, человек, сам создавший производственное предприятие с нуля, постоянно думающий, заботящийся о нём, днюющий и ночующий на нём, достоин уважения. Но вот наследники, которые по его отшествие в мир иной войдут во владение его делом, будут ли столь достойны? Или просто, не имея никакого к тому интереса, ценя лишь деньги и развлечения, продадут предприятие тому, у кого больше денег (а денег больше всего у того, кто их сам печатает)? Владелец не может таким путём смениться только в одном случае: если этот владелец — государство.
Я очень надеюсь, что когда-нибудь очередь дойдёт до самой основы недружественной нам экономической системы: двух инструментов, лежащих в основе современного экономического бытия — ссудного процента и ценных бумаг. Их ликвидация в том виде, в котором они существуют сейчас, освободит экономику от тяжкого груза тех вполне физически здоровых людей, которые не работали, не работают, и не собираются работать, но есть хотят много и вкусно. Само собой, что все изменения должны быть постепенными, но они должны быть.
Нам очень нужна новая экономика, привлекающая здоровые силы общества, во главу угла ставящая не жажду наживы, а свободную волю человека к творчеству и любовь к своей стране. Ближайшие годы должны стать годами плавной отмены «экономики по-Кудрински» и временем торжества идей нелиберальных экономистов.