inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Подвиг с точки зрения

matrosov.jpg
Это известная картина Памфилова, изображающая подвиг Александра Матросова. Пока в мире остаётся хотя бы один русский человек, Александра будут с благодарностью помнить и преклоняться перед тем, что он совершил. И вот у меня созрела дерзкая мысль: попытаться кратко сформулировать объяснение этого поступка с точки зрения учёного атеиста (обратите внимание, здесь без дефиса, это важно для понимания оттенков смысла!) и с точки зрения простого неучёного православного верующего, такого, как я, например.

Точка зрения учёного атеиста Точка зрения обычного православного
Поступки человека — это результат его высшей нервной деятельности, обусловленной одновременной работой большого количества клеток головного мозга по прохождению нервных импульсов. Главную роль в передаче этих электрических импульсов от одной нервной клетки к другой играют биологически-активные вещества: медиаторы. Т.е. можно сказать, что особенности поведения человека в определённой ситуации определяются специфическим химизмом его нервных клеток. Понятия подвига нет, это просто определённый состав нервных клеток и система связи между ними. Теоретически можно даже повлиять на это поведение с помощью подбора нейромодуляторов, влияющих на работу медиаторов.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 13:15).
Такой жертвенный подвиг — это акт любви величайшей силы, на которую способен человек. Любви к своим людям, к своему народу, к своей стране. Это акт свободного движения души, любящего сердца, который, даже будучи кратковременным, завершая земную человеческую жизнь, способен мигом возвести душу человека до самих райских врат. Ради такой любви многие согрешения могут проститься человеку. Ведь это в некотором роде уподобляет такого человека самому Христу, который есть абсолютная и величайшая любовь.

А теперь риторический вопрос: какое из этих объяснений в большей мере способно побудить человека взять способность к такому устремлению воли как совершенный образец жизни, пристально взглянуть на самого себя и верно оценить свои внутренние качества? Всё это сказано не затем, чтобы принизить науку — инструмент познания материального мира, который приносит нам практические плоды, а чтобы показать, что у неё есть естественные границы применения. Выходя за них, она неизбежно вырождается в пошло-грубый «научный атеизм» (который, к слову, сам по себе антинаучен), стремящийся свести высокое — к низменному, а прекрасное — к безобразному.
Нужно просто признать, что есть такие области человеческого бытия, куда науке лучше не проникать, ибо там дышит дух. Там нужны не хитроумные приборы и теории, а лишь простое, чистое и любящее сердце.
Tags: воинствующий атеизм, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments