inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Несимметричные скрижали


Из библейской книги Исход мы знаем, что на горе Синай Господь дал пророку Моисею две каменные скрижали с текстом десяти заповедей. В иллюстрациях на эту тему художники ради удобства и симметричности изображения чаще всего распределяют заповеди между скрижалями пополам, 1-5 на одной скрижали и 6-10 на второй. Особенно если изображают Заповеди схематично, их номерами. Но есть предание, которое говорит, что заповеди были распределены неравномерно, первые четыре на первой и оставшиеся 6 на второй. И такие изображения встречаются. Изображают так:
 V
I VI
II VII
III VIII
IV IX
 X

Неравное разделение записей имеет глубокий смысл. Дело в том, что первые четыре заповеди относятся к отношениям человека с Богом, а с пятой по десятую — к отношениям между людьми. И это ещё не всё. Заповеди расположены так, что при сопоставлении скрижалей Первая оказывается напротив Шестой, Вторая — Седьмой и т.д. Эти соотношения показаны пунктирными линиями. Они неслучайны. Сопоставив лежащие напротив друг друга заповеди двух скрижалей, мы увидим глубокие связи между ними.

1-я. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
6-я. Не убивай.
Первая Заповедь утверждает единобожие, ибо Бог, будучи Создателем всяческой жизни, является и подателем жизни, совершенной её полнотой: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). Нарушение этой заповеди приводит к отпадению человека от источника жизни, т.е. к смерти души. Образ Божий затмевается в человеке, человек становится менее человечным, утрачивая лучшие качества души, и фактически человек постепенно убивает человека в себе же.

2-я. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им...
7-я. Не прелюбодействуй.
Вторая заповедь следует из первой и запрещает поклоняться, т.е. ставить во главу своей жизни что-либо или кого-либо, кроме Бога. Речь идёт об идолах. Это не обязательно некая вырезанная из дерева фигура, истукан в буквальном смысле слова. Падший человек может превращать в идолов всё, что угодно: еду, путешествия, отношения с противоположным полом, других людей... Соответствующая ей Седьмая запрещает прелюбодеяние, которым в Ветхом Завете именуется добровольная связь мужчины с замужней женщиной. Т.е. это преступление против чужого брака, нарушающее его целостность и святость. Таким образом создание человеком идолов уподобляется разрушению семейных отношений между Богом как Творцом и Промыслителем и человеком-творением.

3-я. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
8-я. Не кради.
Здесь речь об отношении к святыне, каковой является и Имя Божье. Неблагоговейное, низменное упоминание его, равно как и непочтительное, утилитарное отношение к святыне сопоставляется с кражей. Вор тоже приходит, оскверняя жилище, нарушая неприкосновенность и порядок, заведённый хозяевами. И похищает ценности чаще для низменного употребления — пропить, прокутить...

4-я. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
9-я. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Четвёртая заповедь большинству почему-то известна как заповедь об одном субботнем дне отдыха из семи, хотя, как видите, на первом месте там стоит именно труд. Т.е. эта заповедь в первую очередь обязывает человека трудиться. Труд как заповедь человеку от Бога заслуживает отдельного обстоятельного изложения, здесь же речь пойдёт именно о дне, посвящённом Богу. Это можно понимать вообще как необходимость для человека выделять некоторое время для сугубого молитвенного предстояния перед Богом. И именно это предстояние, внешне выражающееся через добровольное посещение богослужений в храме, участие в Таинствах Церкви, часто является для других нашим свидетельством о стремлении к жизни в согласии с Богом.
Соответственно, когда человек не посещает храм без веских причин хотя бы по воскресным дням, то тем самым он свидетельствует о своём нежелании это делать и, называя себя верующим и православным, такой человек по сути лжесвидетельствует.
Tags: православие, толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments