В самом отдельно взятом факте потребления ничего плохого нет. Человек — это живой организм и поэтому естественным образом нуждается в еде, одежде, тепле. И поскольку человек — это намного большее, чем животное, у него есть естественные для такого существа другие, душевные потребности.
Плохо же, когда потребление становится целью в жизни, когда человек начинает вкладывать силы своей души в него. Как говорится, начинает «прилагать душу». Тогда, становясь рабом вещей и удовольствий, человек звереет. Более того, он становится даже хуже зверя: зверь, насытившись, прекращает потреблять, в то время как порабощённый этой страстью человек, скверно используя свой ум, может придумать большое количество способов извращённой жизни, требующей большого потребления.
Мёртвые вещи становятся для такого поражённого потребительством ценнее живого человека. Человеку становится недоступна и он оказывается непричастным главной вселенской движущей силе — любви. Ни к Родине, ни к другому человеку — он во всём будет видеть лишь способ наполнить комфортом свою жизнь. Он может, обманывая сам себя, многое называть словом «любовь», но суть от этого не изменится. Рабство низменному несовместимо с полноценным участием в высоком.
Я видел и узнавал о многих совершенно потрясающих личных качеств прекрасных людях, которые стали такими, проходя в своей жизни через определённые лишения. Но я не встречал ни одного, ставшего таким через непрерывные череды пиров, развлечений, погонь за наибольшим комфортом. Нужно нам почаще вспоминать слова апостола: «Заботы о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14).