inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

«Да будет воля моя...». Дух капитализма.


Существуют несколько определений того, что такое капитализм, чёткого общепринятого определения этому понятию пока нет. Некоторые авторы определяют капитализм как экономическую систему производства и распределения, основанную на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Некоторые связывают эту систему с рынком и использованием наёмного труда рабочих. Некоторые — с научно-техническим прогрессом. Проблема в том, что все эти элементы не являются уникальной принадлежностью лишь нашей эпохи. Так, наёмный труд существовал ещё во времена Христа (что видно, например, в притче о наёмных работниках), существовали общественные системы с мощной законодательной базой (та же древняя Иудея), но никто не называет тогдашний строй жизни капитализмом. Было и пускание денег в оборот с прибылью, и свободное ценообразование. Некоторые ставят во главу угла научно-технический прогресс. Но ведь это понятие довольно-таки относительное: и изобретение колеса когда-то было величайшим технологическим прорывом.

Хотелось бы попытаться оценить это явление с духовной стороны.
 Капитализм — это общественно-экономический строй жизни, при котором люди стремятся максимально глубоко реализовать свою волю при помощи денег, пытаясь устранить всё этому препятствующее.

Духовно суть капитализма заключается в том, что появляется значительное количество людей, высшей целью которых является бесконтрольное увеличение личных материальных благ, причём в количествах, значительно превышающих естественные потребности человека. И дело не в самом факте накопления богатств, а во вложении в это всех душевных сил, в придании материальному достатку надмирного, сакрального статуса. С этой точки зрения для того, чтобы войти в «клуб капиталистов» и быть носителем капиталистического начала, необязательно иметь денежное состояние. Для этого необходимо и достаточно полагать материальный достаток самой важной вещью на свете, ради которой стоит жить, без которой жизнь бессмысленна.

Богатые люди существовали во все времена, но до эпохи капитализма их возможность свободно распоряжаться имеющимся у них богатством по своей воле была ограничена тремя факторами:
1. Интересами государства, его силой и законами;
2. Традициями, как народными, так и сословного общества;
3. Религиозными нормами.
При капитализме у носителей этого начала ограничение одно: это встречное своеволие других участников этого действия. Видно, что капитализм тесно связан с либерализмом, с этим извращением понятия о человеческой свободе. Без либерализма не было бы и капитализма.

Люди, непрерывно умножая капитал, неизбежно рано или поздно выходят за границы государства. Тогда государство начинает являться препятствием для капитала, а капитал стремится это препятствие устранить. В современных демократических системах это может быть сделано, как один из вариантов, путём подкупа лиц, отвечающих за принятие законов, чтобы принимались законы, ослабляющие границы государства, облегчающие перемещение через границу товаров и денег. Это может иметь последствием дальнейшее ослабление государства, например, путём создания возможностей перемещения на территорию страны значительного числа людей не коренных народов. Возможно также принятие законов или введение правоприменительной практики, ухудшающих положение большинства людей. Это также в конечном итоге ослабляет государство.
Капитал в общем случае стремится уничтожить государство, заменить его корпорацией, отстаивая введение корпоративных принципов управления страной. Он терпит существование государства лишь поскольку оно в текущих условиях обеспечивает ему физическую безопасность.

Капитализм несовместим с традиционно-сословным обществом. Ситуация, когда слово какого-нибудь не унаследовавшего богатых имений и обедневшего младшего отпрыска благородных кровей значило больше, чем слово разбогатевшего купца или ростовщика, совершенно не устраивала носителей капиталистического начала. Но, разрушив старые, эта система неизбежно создала де-факто новые сословия, по чисто имущественному цензу.

Ценности капитализма несовместимы с ценностями главных мировых религий. Христианства уж точно. С ними или борются различными способами, там где могут (высмеивание, клевета), или взаимодействуют с ними, пытаясь через своих представителей внести в религиозные системы хитрые искажения, приспосабливающие религии под нужды века сего и извращающие их суть. Так, например, появились разного рода протестантские течения.
Уверен, что и в исламе схожая ситуация. Мы видим, что крупнейшие террористические организации с религиозным подтекстом есть продукт спецслужб ведущих западных стран.
Ведь современный капитализм есть в свою очередь продукт Западной, и только Западной цивилизации, закономерный итог развития западного человека.

Капитализм совершенно не совместим с нашей русской национальной идеей. Не случайно попытки устроить наше общество на капиталистический лад не раз приводили к резкому, прямо-таки гипертрофированному обострению всех имеющихся в государстве проблем и крушению нашей государственности. Да и сам капитализм получался какой-то ущербный. Так, в 90-е годы капитализм у нас немедленно приобрёл отвратительный тошнотворно-криминальный душок, который порой ощущается и поныне. Нам необходимо всё-таки задумываться, какое общество мы хотим построить. Если мы строим капитализм, то в чём тогда наша миссия, в чём наш цивилизационный посыл миру? Кому нужна бледная копия Запада, когда есть оригинал? Но если мы хотим основываться на иных качествах личности, уже заложенных в наших народах и в русском прежде всего, то нам следует слегка в другую сторону смотреть.

В молитве ко Господу «Отче Наш» есть слова «...да будет воля Твоя яко на Небеси и на Земли» как выражения желания действия благой воли Божьей на нашей земле точно также, как она действует на Небесах. А лозунг и основную суть капитализма можно определить как «да будет воля моя» падшего человека. До Небес дотянуться трудновато, но вот землю они стремятся подчинить себе основательно.
Tags: Россия, капитализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments