Посмотрел самое начало, до первого противоречия, которое высказал Александр. Он совершенно верно сказал, что подлинный учёный должен во всём сомневаться, что он всегда может ошибаться. «Он должен критично относиться к любой информации, к любым авторитетам, к любым источникам, к любым книгам, к любым свидетелям. И большое количество людей может ошибаться.». И тут же говорит: «Поэтому наша задача — понять, как устроен мир, максимально честно, максимально правдоподобно.». Вот оно, противоречие. Вторая цитата противоречит первой. В самом деле, если мы всегда допускаем неверность научных источников и самой информации, то из этого следует принципиальная невозможность с помощью одной лишь науки в чистом виде понять, как устроен мир.
Заметьте, именно невозможность понять устройство мира, а не невозможность практически этот мир использовать. Использовать практически мир возможно и с помощью самых несовершенных теорий. Так, какое-то время для практической пользы всех устраивали и ньютоновкая физика, и теория теплорода. Из того, что удалось на реальный мир с некоторой неизвестной степенью точности натянуть некую умозрительную математическую модель, не следует её истинность. Пройдёт время — и очередная модная ныне теория будет упоминаться в журналах в одном ряду с теорией теплорода.
И ещё один общий момент у таких «споров о вере»: очень жаль, что люди не различают понятия «верить» и просто «признавать верность или существование чего-либо». А ведь разница принципиальна! Я признаю верность таблицы умножения, теорем евклидовой геометрии, выводов квантовой механики и ещё много чего. Но сказать, что я в них верю, было бы ошибочным. Ибо вера — это то, что является для тебя главным предметом устремлений, центром сосредоточения душевных внутренних сил, своего рода центром твоей внутренней вселенной. В науке всё проверяется практикой. В подлинной вере — тоже. Для меня практика веры — это не только наши святые, но вообще существование нашего государства, некогда возникшего на скудных подмосковных суглинках вопреки любым естественно-научным законам исторического бытия.
P.S. После того, как некогда узнал о статье «Могут ли микробы вызывать пристрастие к религиозным ритуалам?» под авторством Юрия Валентиновича Панчина (отца Александра Панчина), серьёзно относиться к воинствующим атеистам просто не могу, какие бы списки научных работ они б не имели.