Важность правильно поставленного школьного образования трудно переоценить. От того, какие оттуда после 11 лет обучения выйдут люди и какую жизнь они начнут вести, обретя самостоятельность, зависит вся наша дальнейшая жизнь, само существование нашей страны. Тут речь идёт не только об уровне знаний, но и о воспитании, формировании определённых личностных качеств (об этом частенько забывают).
В советское время жизнь ученика в школе была поставлена по типу семьи. Это подчёркивала и характерная фраза, которую тогда непременно говорили первоклассникам: «Школа — второй дом, а учительница — вторая мама». Переход из одной школы в другую был редкостью, и человек проводил в одном и том же окружении все 10 лет под присмотром педагогов. За это время учителя узнавали каждого и так или иначе находили личный подход к воспитанию и обучению для большинства. Система работала как часы и на выходе давала значительное количество людей с целостной картиной материального мира.
За прошедшие четверть века большие и малые школьные реформы уничтожили ту систему, породив больное число проблем (последствия некоторых мы даже пока не осознали) и существенно снизив общий уровень знаний об окружающем мире среди молодёжи. О проблемах современной школы написано вообще очень много, об этом пишут с тех пор, как у нас школьные реформы начались. Обычно главные проблемы (помимо материальных) видят в том, какие предметы, как и в каком объёме преподавать. Думаю, неплохо бы взглянуть на проблемы современной школы с другой стороны.
Начнём, пожалуй, со школьной бюрократии.
1. Бюрократия
Количество документов, которые готовит учитель для местной руководящей образованием организации, сегодня просто умопомрачительно. Тут и почасовые программы, и планы уроков... Особенно страдают от этого небольшие школы, где, бывает, учитель не один предмет ведёт. Ладно, если бы этим занималась исключительно школьная администрация — это её работа. Но тяжесть подготовки всех этих документов лежит на учителе, который уделяет этому много времени и, соответственно, меньше на подготовку к урокам.
Складывается ощущение, что бюрократия от образования таким вот образом пытается оправдать собственное существование.
2. Отношения «поставщик услуг — потребитель услуг».
У многих представителей бюрократии от образования давно появилась навязчивая идея рассматривать среднюю школу в терминах бизнес-модели, где школа «предоставляет образовательные услуги», а дети, стало быть, «потребители услуг». Это настолько вредный и страшный, несовместимый с нашими традициями народного образования подход, что большинством нестроений в нынешней школе мы обязаны именно ему. Ведь у этой системы есть и другая сторона, которая гласит «потребитель всегда прав». На практике это приводит к тому, что ученик из опекаемого становится хозяином, заявляющим о свои правах. А правосознания у его незрелого духа, само собой, явно не хватает для того, чтобы чтобы распорядится ими творчески-свободно и с пользой для всех. Вот и возникают у нас странные ситуации, когда учитель боится отругать или даже поставить плохую оценку ученику за откровенную лень и нарушение дисциплины, понимая, что при такой системе проблемы будут не у ученика, а у него.
Кроме того, бизнес-отношения к средней школе побуждают ученика переходить из одной школы в другую в полном соответствии с логикой потребителя, выбирающего продавца и товар. Это приводит к нарушению традиционного для нас семейного уклада школьной жизни.
Бизнес-отношения как фундамент общего подхода должны быть изгнаны из средней школы. Просто потому, что незрелые, ещё не укоренённые в добре души они могут подталкивать к человеконенавистничеству. Очень странно, что люди, которые в своё время так яростно выступали против введения ознакомительных основ религиозного образования в школе, утверждая, что это якобы будет разжигать ненависть, совершенно игнорируют такую вот отраву для души.
3. Информационные технологии
Доступность информационных технологий превратила интернет в огромную шпаргалку, содержащую не просто ответы, а полностью готовые решения задач из учебников и задачников. Ленивые ученики списывают решения в тетрадь, особо не задумываясь. Кроме того, не любящие читать дети прочтение полного текста литературного произведения заменяют прочтением его краткого сюжета. Процесс усвоения знания заменяется процессом копирования. Скопировал в тетрадь — не значит, что скопировал в голову. Это сейчас уже привело к тому, что того, который ленится, склонен к развлечениям, стало вообще невозможно чему-либо научить. Вышесказанное, конечно, не относится к тем, кто осознаёт свой интерес к учёбе, самостоятельно и творчески учится. Такой человек не будет пользоваться готовой шпаргалкой, разве что в крайнем случае с целью разобраться с непонятным ему вопросом. Но таких меньшинство.
4. Конкурсомания
Конкурс на лучшую презентацию к уроку математики, биологии и даже физкультуры... Ведь подумать только, какая ерунда! Ну разве умение учителя или ученика найти соответствующие картинки, написать короткие тексты и соединить их с помощью специальной программы говорит что-либо про их умение обучать и знание предмета? Да совершенно ничего. Значит, пусты такие конкурсы. А ведь на их подготовку человек тратит время, которое учитель мог бы потратить на подготовку к уроку, а ученик — на подлинно углублённое изучение любимого предмета или отдых.
Да и сам выбор жанра презентации для целей школьного образования весьма сомнителен. Он совсем для другого был создан. Он, конечно, полезен там, где нужно демонстрировать большое количество изображений — например, когда ученик рассказывает о творчестве художника. Но традиционная для нашей школы форма доклада, когда учащийся чуть подробнее исследует из дополнительных источников какой-то узкий вопрос и рассказывает о нём, весьма скверно перекладывается на презентацию.
А другие конкурсы? Порой напоминают театральное действие. Доходит до того, что устраивают чуть ли не мини-спектакли с участием учеников. Про затраченное на изготовление костюмов и прочую подготовку время вообще молчу. Неужели умение эффектно преподать себя на сцене может сказать нам о том, насколько хорошо учитель обучает? Уж лучше б достойным затраченные на эти мероприятия деньги натурой выдали.
И ещё такой момент. Очень странно выглядит, когда победителями таких конкурсов становятся молодые учителя чуть ли не сразу после пединститута. Ведь подлинные результаты работы учителя становятся видны порой только годы спустя, когда ученики выросли, обрели жизненный опыт и с его высоты уже могут здраво рассуждать об этом. Поэтому даже мнение учеников не может быть достаточно достоверным критерием.
Я говорю не к тому, что молодых учителей, решивших посвятить себя этой прекрасной профессии, не нужно как-то поощрять. Речь о пустоте и ненужности большинства конкурсов.
5. Нацеленность на формальные показатели
Складывается ощущение, что первичной целью школы стало не обучение, а достижение максимального значения количественных показателей успеха учащихся. Разница огромна и проявляется прежде всего в стремлении руководства некоторых школ переманивать к себе отличников и участников олимпиад из других. Т.е., не затратив усилий на обучение, получать готовых отличников, которые обеспечат им лучшие показатели.
Я думаю, что воспитать и выучить одного двоечника и лентяя так, чтобы он в конце концов преодолел лень и взялся за ум — гораздо более трудная, благородная и полезная задача, чем похвастаться десятью отличниками, которые и так учатся с интересом и вполне способны достичь нужного уровня подготовки самостоятельно.
Итог. Так ли всё безнадёжно?
Нет, отнюдь не безнадёжно. Предупреждён — значит, вооружён. Отчётливо осознавать проблемы, видеть их источник — необходимое начало их творческого разрешения. В советское, тоже непростое, время мы смогли создать лучшую в мире систему среднего образования. Бог даст, сможем и в этот раз полезное сотворить.