inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Была ли предреволюционная Россия православной?

В год столетия великих и страшных событий мирового значения, потрясших Россию и изменивших её облик до неузнаваемости, можно задать этот вопрос. И, поразмыслив, придётся прийти в парадоксальному выводу, что нет, не была. Да, были у нас люди, верные Христу, Церкви и её Божественной Истине — и они впоследствии засвидетельствовали глубину веры своей мученической кровью. Были у нас святые пастыри, вроде праведного Иоанна Кронштадтского. Во главе страны стоял царь благочестивой жизни — государь Николай Второй. Но даже этого было явно, явно недостаточно. Ведь последующие грозные годы дали нам не только великое число святых мучеников и исповедников, но и огромное число разного рода отступников.

Это и отречение от Государя после после событий февраля 1917-го большинства правящих архиереев Православной Церкви (таких людей, как митрополит Московский Макарий, можно по пальцам пересчитать). Это и созданная большевиками так называемая «живая церковь», к которой примкнуло огромное число священнослужителей. Ведь все эти люди не взялись ниоткуда, они выросли на наших русский равнинах. Что же явилось непосредственной причиной этому?

Высшие сословия, ударившись в увлечение безумной роскошью и всякого рода увеселения (говоря современным языком, потребительство), веру своих прадедов в тайне или даже открыто презирали. А простой народ, хоть и внешне скрупулёзно соблюдал все православные традиции, отмечал праздники, ходил в церковь по воскресениям, но веры своей совсем не знал. Народ был непросвещённым, он не знал сути православной веры, сводя весь её надмирный и бескрайний смысл буквально к наивному лубку «грех — ад ­— черти — сковородка». А там, где вера сводится лишь к выполнению внешних обрядов и оттого угашается дух, вполне могут последовать и попытки её подмены на нечто внешне чуть схожее, но внутри наполненное совершенно другой и даже прямо противоположной сутью.

Именно вследствие пустоты чисто обрядовой веры подмена может показаться по сравнению с первым более привлекательным и осмысленным. Большевизм, предложенный нашему народу, и был таким погибельным для нас соблазном.
Он предложил устранить очевидную несправедливость — всевластие и вседозволенность капитала — путём уничтожения всех к нему причастных. Это была попытка решить в значительной сере духовный вопрос действием в стиле известной прибаутки: «если хорошие люди соберутся и убьют всех плохих...». Естественно, что ничего не вышло в конце концов. На место уничтоженных «плохих богатых и привилегированных» стремительно выросли новые, зачастую более алчные и жестокие. Которые в конце-концов и завершили исторический этап России в обличье СССР грандиозным предательством представителей этого правящего сословия и сдачей страны многовековому врагу — Западу.

Не здесь ли следует искать причину неизбежности крушения нашей государственности в 1917-м?
Tags: 1917-й, Россия, большевизм, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments