(Мф 5:8)
Те, кто смотрел западно-европейское или американское кино, наверняка помнят обращение какого-либо героя фильма к священнику: «святой отец!». В западных церквях действительно принято такое обращение к священнослужителю в обыденной жизни. У нас же такими словами так просто не кидаются, ибо, в отличие от западных конфессий, порвавших со святоотеческим преданием, мы хорошо помним, кто такие Святые Отцы и почему всё, что они совершили, так важно и в наше время. Я бы сказал даже «особенно в наше», в лукавое время технологий массово тиражируемого искажения смыслов. Итак, кто такие Святые Отцы и почему наша церковь придаёт им такое значение?
В узком смысле слова Святыми Отцами называют христианских духовных писателей первого тысячелетия Церкви, в основном времён Вселенских Соборов (4-8 века от Р.Х.), чьи творения Церковь всей своей полнотой признаёт всецело соответствующими своему учению. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Палама... В широком смысле Святыми Отцами называют вообще всех духовных деятелей монашеского или священнического чина, чьи труды признаны Церковью.
Нашу Православную Церковь не зря порой называют святоотеческой. Ибо это вопрос о главном — о Божественной Истине: чем именно оценивать соответствие Ей наших слов, поступков и помыслов. Ведь ключевой вопрос повседневной жизни любого верующего человека — вопрос о том, как правильно относиться в тому или иному явлению окружающей нас жизни с точки зрения устремлённости человека к вышнему, к Богу. Что использовать в качестве такого критерия? Евангелие и послания Апостолов? Конечно, Евангелие — главная наша Книга, но беда в том, что падший человеческий ум в состоянии исказить любые слова, подгоняя смысл текста под свои личные потребности, что мы частенько наблюдаем в виде различных кривотолкований в Сети.
В католичестве, например, этот вопрос решился так: критерием истины является личное мнение Папы — римского первосвященника. Рим сказал — вопрос закрыт. В протестантских конфессиях каждая община вольна толковать Священное Писание, как им вздумается, определяя сами для себя, что соответствует истине, а что — нет. У нас в Православии таким критерием являются труды Святых Отцов. За что же этим деятелям выпала такая честь? А вот за что.
Эти люди сочетали в себе сразу три таланта, три Божественных дара — дар чистоты личной жизни и духовной созерцательности, дар острого ума и поэтический дар слова. Если тот или иной дар мы часто видим у различных людей, то людей, их сочетающих, не так уж и много за всю историю человечества. Так, сколько мы сейчас наблюдаем несомненно талантливых и при этом совершенно лично безнравственных деятелей искусства, что неизбежно придаёт их творениям отвратительный, безобразно-деградантский характер! Есть и талантливые учёные с обилием трудов, которые, как только услышат слово о Боге, так сразу злятся и в их лексике немедленно появляются фразы вроде «запретить! уничтожить! лечить! в лагеря! в психушки!». Сразу в голову приходят такие примеры «высокой науки», как жуткой памяти доктор Менгеле и «отряд 731». Есть и люди высокой духовной жизни, чей личный подвиг проходит вдали от людских глаз и потому неведом широким людским массам. Но вот сочетание всех трёх качеств...
Ведя безупречно чистую личную жизнь, наполненную устремлением к Богу, эти люди прозревали духовное, не описываемое нашими человеческими повседневными понятиями. Они рассуждали о духовных вещах как о обыденном и очевидном, обладая даром слова, облекая плоды своего духовного зрения в потрясающие по своей ясности и глубине слова, которыми мы восхищается и которые используем поныне. Это были люди, водимые Духом Святым, ибо они были избранными и чистыми Его сосудами. Поэтому Святые Отцы — это наш духовный маяк, яркий путеводитель ко Христу через мрачное море опасностей всевозможных расколов, сектантства и искажений духовной жизни. Именно облечёнными в слова мыслями Святых Отцов сокрушаются сегодняшние мимикрирующие под христианство секты.
Их дар слова неоспорим. Вот почему так сладостно воспринимаются обычные утренние и вечерние молитвы, словами которых ежедневно призывается молиться каждый православный человек. Потому что они сказаны Святыми Отцами — гениями слова и духа. Так, например, значительная часть утренних молитв принадлежит святителю Макарию Великому.
Вот почему святоотеческие молитвы из Последования ко Причастию погружают нас в глубокое покаяние о собственных прегрешениях, ощущение собственного несовершенства и невозможности исключительно своими и вообще человеческими силами этот как-то исправить — единственно правильное состояние человеческой души для соединения с Божеством.
Дар слова зачастую подкреплялся учёностью. Особенно яркий пример — это, конечно, святитель Василий Великий, который имел семь(!) высших образований, в том числе медицинское. Конечно, примеры из наук, которыми святители поясняли свои мысли, ныне представляются наивными и порой даже неверными. Но нужно иметь в виду, что такими были передовые представления ведущих учёных во времена Святых Отцов и, кроме того, несоответствие поясняющего примера нынешней науке ни в коем случае не умаляет главного: духовной сути сказанного. Уверен, что если бы Василий Великий жил в наше время, то он пояснял бы свои богословские рассуждения на примерах из квантовой механики и теории относительности!