Подвиг страстотерпчества всегда был не вполне понятен для далёких от Православия (а уж тем более от русскости) людей. Действительно зачем умирать, когда можно призвать верных людей, развязать небольшую войну и в ней, вероятнее всего, победить? Так и сделал бы какой-нибудь языческий князь, но не князь христианский. Страстотерпчество — это чисто христианский подвиг, являющий превосходство любви над смертью. В том и состоит величие подвига святых князей, что они в стране, не так давно воспринявшей христианство, где ещё были живы люди, помнящие языческие времена и дух язычества жил во многих, явили ярчайший свет христианской любви. И этот свет, как мы видим, зажёг сердца и души многих.
Весьма многозначительная деталь, важная для понимания феномена русскости и русского духа: первыми прославленными святыми русской земли стали страстотерпцы, т.е. люди, имевшие пути избежать смерти, но ради исполнения Христовых заповедей отказавшиеся от этого и претерпевшие смерть из-за злобы единоплеменников. Для пытливого ума — целое поля для размышлений о непостижимых судьбах нашего Отечества.
Уже в наше время, в начале 20-го века подвиг святых князей повторили другие наши страстотерпцы — Царственные. С одним лишь отличием, что Борис и Глеб совершили свой подвиг в стране, которая ещё в полноте не знала Христа, в то время как Николай Второй и его семья — в стране, которая уже Христа не знала в большинстве своём.
Бог молитвами святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба да хранит страну нашу!