
В советское время материальный достаток человека рос постепенно. Сначала молодой человек заканчивал профессионально-техническое училище либо ВУЗ, потом начинал работать. О своей квартире поначалу и речи не было, если, конечно, человек не шёл работать на важное предприятие с выделенным жилищным фондом, где требовались рабочие руки. И лишь потом постепенно по мере профессионального роста человека дела налаживались. Разумеется, если человека не боялся труда и не мечтал стать паразитом. Советское киноискусство и литература давали образ такого положительного человека, который, не опираясь на существенную материальную поддержку родителей, строил свою жизнь самостоятельно и постепенно.
Что мы видим здесь? Труд всю жизнь и вкушение его плодов в уже зрелом возрасте. Это в общем-то соответствует христианскому мировоззрению русского человека, где не бывает плодов с дерева прежде, чем оно будет заботливо выращено человеком. Это оправдано также и с той точки зрения, что на протяжении почти всей истории человечества всегда образцом состоявшегося, совершенного человека был либо образ старца, либо человека средних лет со значительным личным духовно-нравственным и житейским опытом. Лишь последние десятилетия с их культом гедонизма выдвинуло молодого человека или даже подростка в образцы для подражания. В молодом человеке неизбежно бушуют страсти, они затмевают его разум и зачастую не дают сил распорядиться оказавшимися в его распоряжении возможностями так, чтобы не сделать свою жизнь бесполезной и даже вредной для общества и потом горько не пожалеть о впустую потраченных времени, силах и средствах.
Именно поэтому когда я вижу, например, 18-летних на автомобилях, у меня рождается ощущение некой неправильности происходящего. Тогда думаю про себя: «Дорогой мой, когда ты успел в свои неполные 18 заработать на автомобиль? Не иначе, как что-то гениальное и всеми востребованное сделал, осчастливив тысячи.».
Образ жизни идеального советского человека был христианством без Христа. В этом смысле последние два десятилетия существования СССР чем-то напоминают последние десятилетия существования Российской Империи, ведущие слои которой, формально будучи людьми православными, на деле были силы его отрекшимися. Такое состояние не могло продолжаться долго — одно-два поколения от силы. Нравственные законы являются лишь внешнем проявлением веры человека, его особой иррациональной внутренней энергии, и не могут по-настоящему опираться ни на какие человеческие писаные законы и теории. Нельзя доказать, почему нужно честно трудиться и получать плоды труда лишь под закат жизни, а не в 18 лет всё и сразу. Такие убеждения могут твёрдо опираться лишь на живую силу Божества — Христа. Но этой силы не было со всеми нами, ибо не взывали к ней сердца людей. Такое противоречие неизбежно ведёт к деградации и атомизации общества, и общество строителей превращается в общество потребителей. Но это, как говорится, уже совсем другая история.