Часто провокационный вопрос, вынесенный в заголовок, задают православным, чтобы подловить их. Действительно, ответишь «да» — обвинят в гордом высокомерии, а на «нет» скажут: «а зачем тогда ваша вера нужна?». Ведь есть две распространённые крайние точки зрения на вопрос о спасении, и обе я считаю одинаково неприемлемыми.
Первая утверждает, что спасутся только верующие православные, регулярно посещающие богослужения, исповедующиеся и причащающиеся, участвующие в других Таинствах, соблюдающие посты. Эта точка зрения мне представляется неприемлемой, т.к. представляет Бога не человеколюбивым, заранее предуготовившим людям спастись или погибнуть, вне зависимости от их личностных качеств. Особенно это касается людей, и слыхом не слышащих о Православии.
Вторая утверждает, что спасутся вообще все «верующие в Бога», неважно, каким образом, или даже просто все «хорошие люди». Эта точка зрения также неприемлема, ибо делает ненужным Христа и его великую Жертву, уклоняясь к возможности спасения человека своими собственными силами, без Бога.
Это кажущееся и смущающее умы противоречие на самом деле происходит из-за неверно заданного вопроса. Ставя вопрос как «кто спасётся?» или «спасусь ли я или он?», мы сами ставим себя на место Бога, что, конечно же, бессмысленно и вредно. Мы знаем из Священного Писания только одного человека, о котором мы точно можем сказать, что он наверняка спасся — разбойника по правую руку распятого Христа. Остальное от нас сокрыто для нашего же блага, до последних времён уж точно.
Правильный вопрос должен звучать так: «какие качества души, какой личностью нужно стать, чтобы спастись и что нужно делать, чтобы направить свою волю к приобретению всех этих качеств?». Он и даёт нам некоторое понимание об участи людей, как православных, так и не православных. Православная вера — это самый что ни на есть непосредственный путь к приобретению нужных качеств.
Нужно понимать, что всё, что есть в арсенале Православной веры, все её Таинства, богослужения, посты, молитвы — есть просто данные Богом инструменты для стяжания необходимых качеств души, исправления повреждённой природы человека. Можно ли починить сломанный механизм без инструмента? Да, в некоторых случаях это возможно, особенно если ты человек с опытом и руки у тебя, что называется, нужным концом вставлены. Но куда больше шансов починить его, используя инструменты. Только инструменты нужно ещё правильно использовать.
Если ты становишься более злым, высокомерным, раздражительным, если сердце твоё не загорается любовью к ближним — это скорее всего значит, что ты что-то делаешь не так.
Теперь должен сказать, что всё нижесказанное ни коим образом не является учением Православной Церкви, а дано просто как пример, что возможны непротиворечивые объяснения этой ситуации.
Итак, предположим, что отошёл ко Господу добродетельный и сострадательный человек не христианской веры или даже вообще неверующий. И, отошедши, увидел мир таким, каков он есть на самом деле. И сможет оценить сам, насколько искренними были его любовь и сострадание. И тогда почувствует ли он, что то, что он любил в людях, как некую драгоценную жемчужину, есть образ Кого-то большего? А, почувствовав, полюбит ли Его?
Именно это будет определять судьбу человека и возможность его спасения.
Да и не следует понимать спасение как приведение спасшихся душ к некой одинаковости, подобно солдатам на плацу. Ключ для понимания нам дают, в частности, вот эти фразы из Священного Писания:
«Звезда от звезды разнится в славе» (1Кор 15:37)
«В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2)
Ибо в разной мере люди приобретают чистоту сердца, в разной мере имеют любовь. Поэтому само спасение, конечно, не будет означать, что человек непременно будет поставлен на один уровень с Серафимом Саровским или Сергием Радонежским. Разные места люди будут занимать. Кто-то будет светить великим светом, кто-то малым. Главное, чтобы этот свет был вообще.