inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

О Дмитрии Энтео и его акциях

В середине августа 2015 года Дмитрий Энтео — лидер общественного движения «Божья воля» — ворвался на выставку советских авангардистов 1960-х и перед камерой выразил там свой протест, разбив какой-то экспонат. Эта новость вызвала во мне противоречивые чувства. С одной стороны, очевидная порнографичность и омерзительность для меня многих экспонатов выставки выводила их из области искусства вообще, делая их просто глумлением над христианством. С другой, стороны, используемые методы вызывают во мне сильное внутреннее отторжение. Это не что иное, как попытка использовать эпатаж якобы для защиты Православия. Но в духовной войне добра и зла ни в коем случае нельзя использовать оружие противника. Тогда ты очень быстро можешь сам стать злом.

Ведь напрашиваются очень интересные и неприятные для этих активистов параллели. В 2013 году группа непотребных девиц ворвалась в московский Храм Христа-Спасителя. Они ворвались на нашу территорию — и получили через суд правовую оценку своих действий и наказание. Теперь же люди, именующие себя православными активистами, ворвались на «их» территорию. И в данном случае неважно, что эти события неравноценны и по общественному резонансу и по нравственной сути пострадавшей стороны. Важно то, что люди считают эти события симметричными и ждут симметричного же ответа — правовую оценку активистов. Я не знаю, являются ли активисты «Божьей воли» теми, кем они себя называют — православными людьми. Ибо понятие «православный погром» дико и противоречит духу нашего восточного христианства, подобно словосочетанию «травоядный хищник».

Я совершенно уверен в том, что православные христиане никогда, ни при каких обстоятельствах не должны нарушать законы государства, в котором проживают. Разумеется, пока они не противоречат Божественным Заповедям и учению Церкви. Мы, говорящие о смирении, должны сами являть людям пример смирения и послушания, и перед светским законом тоже.
Обычно обосновывающие необходимость противозаконных «православных силовых акций» прикрываются именем святителя Иоанна Златоуста, точнее его «Словом, как надлежит поступать с кощунниками». Там есть следующие слова:

«Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.»

Люди, считающие эти слова святого основанием для публичных незаконных действий, глубоко заблуждаются, совершая две важные ошибки.
  • Они не учитывают, когда и против кого был написан данный текст. Иоанн Златоуст, будучи константинопольским архиепископом и хорошо зная текущие проблемы современного ему общества, зачастую обращался к конкретным людям, увещевая их и зная, что обличаемый человек сам узнает себя. В качестве примера могу упомянуть письма святителя против светских женщин. Если их почитать, то можно подумать, не зная истории вопроса, что святой Иоанн Златоуст вообще был женоненавистником. Но это, естественно, не так. Просто письма были направлены против конкретных лиц — императрицы Евдоксии и её окружения.
  • Они берут вырванный из контекста фрагмент, утрачивая при этом сам дух произведения, его нравственный посыл. При этом действие лишается всякого смысла и становится бесполезным, а в большинстве случаев даже вредным. Ведь оно льёт воду на мельницу врагов православной веры, выставляя православных людьми озлобленными, ограниченными и агрессивными.

В том же творении Иоанна Златоуста читаем:

«Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление.»

Ключевые фразы выделил. Видите, в чём дело? «Искать спасения и ближних тоже» — вот что должно быть целью, а для этого нужно «подойти и поднять» человека в духовном смысле. Нельзя духовно помочь человеку, не любя его. Могут ли демонстративные проявления гнева духовно поднять человека? Уверен, что нет. Ведь мы знаем слова «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20). Эффект будет обратным. Конечно, бывают случаи, когда вывести человека из губительного для него же состояния может и физическое воздействие, как, например, пощёчина иной раз может привести в чувство человека, находящегося в гибельной прострации. Просто целью является не пощёчина как таковая, а вывод человека из пагубного состояния. Но, чтобы применять такие методы когда необходимо, нужно либо хорошо знать этого человека и разбираться в ситуации, либо действительно быть ведомым Волей Божией, отвергнув слабую свою. Если это у Дмитрия и его последователей? Очень сомневаюсь.

Нельзя быть православным человеком и преступать неформальные духовные законы собственной веры.
«Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.» (Гал 5:25)
Ведь православие — это не набор формальных правил, не число исповедей и поклонов, а, в частности, стремление жить так, чтобы свободное направление нашей воли соответствовало воле Божьей о нас. Вот что такое жить духом. Если мы этого не ищем, то мы не православные.
Случай Дмитрия — это тот случай, когда живая вера заменяется чисто внешним, формальным и мёртвым. Плоды не радуют.

Как же правильно нужно было действовать православным людям с активной позицией?

Возможны два варианта:
  • Открыто, на камеру и при свидетелях поговорить с организатором выставки, ответственного за размещение там сомнительных «экспонатов», выяснив таким образом, что он за человек, бесчестный или искренне заблуждающийся. Если окажется, что человек он бесчестный, то поступить с ним, как если бы он грязно оскорбил твою мать. Т.е. как с подонком. Открыто и публично.
  • Подавать в суд. Благо, сейчас государство предоставляет возможности для этого.

Как же правильно нужно было действовать организаторам выставки, если они всерьёз считают такую дрянь искусством?

Точно также, как действуют при продаже товаров, могущих представлять опасность для людей. Пишут же на этикетках алкоголя что-то вроде: «противопоказан для «беременных женщин, детей, водителей» и рекламах некоторых фильмов «не рекомендуется лицам с неустойчивой психикой» или же даётся возрастной ценз. Организатор выставки должен был бы честно предупредить владельцев зала и посетителей, что выставка имеет специальный характер и что произведения могут быть оскорбительны для православных христиан. Тогда бы на такой выставке могли бы выставляться и творения упадка духа — произведения дегенеративного искусства, но вот попытки их публикации вне выставки могли бы стать объектом уголовного преследования.
Tags: Энтео, акция, богохульство, выставка, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments