«От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе...»
«Напрасно [т.е. внезапно] Судия приидет, и коекождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси Боже...»
Меня это озадачило уже давно, как только я впервые в жизни ознакомился с утренними молитвами. Будучи уверенным, что в Церкви не может быть никакой несуразности, и кажущаяся нелепость исходит исключительно от нашего незнания или дурной воли, я хотел найти объяснение, и для себя нашёл его.
Кстати, в интернете я встретил такое объяснение на сайте ПравМир: «Скорее всего, в этой молитве отражён древний монастырский обычай, связанный со своим особым режимом дня, когда на молитву вставали после полуночи». Я так понимаю, что это частое объяснение. Ни капли не оспаривая мнение уважаемого батюшки, хочу предложить интересующимся другое толкование. Ведь духовное настолько велико и необъятно нашему ограниченному уму, что возможно несколько непротиворечивых толкований с разных точек зрения.
Бог беседовал с согрешившим, т.е. нарушившим законы собственного бытия человеком после того, как Адам и Ева пытались спрятаться от Него. Это происходило «во время прохлады для» (Быт 3:8). Т.е. дело было к вечеру некоего условного Дня. Есть мнения, что это может быть и завершающийся Шестой День Творения, но в данном случае это не важно. Важно то, что человек лишился Рая вечером и тогда настала ночь человечества — тёмная и ужасная, полная греха, страдания и смерти. Наш рассвет — Христос. Похоже, именно о такой ночи и о таком Рассвете возглашал пророк Исайя:
«Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?
Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите.» (Ис 21:11).
Вот о какой полуночи, думаю, идёт речь в молитвах. Пока не воссияет в наших душах Христос — мы ещё во тьме, пусть даже мы выспались и свежи, и на нашем дворе настало утро.