inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Экономика абсурда

Проведём такой мысленный эксперимент. Представим, что все люди вдруг по некой причине (может, мода пришла на действительную скромность!) отказались от потребительства, в смысле от излишеств. Стали покупать по минимуму только то, что им действительно нужно, перестали приобретать безумно дорогую еду и объедаться, стали готовить сами, перестали покупать дорогие и престижные машины, а прочие только те, кому она действительно нужна, кто без неё добраться до работы совсем не сможет. Совсем перестали бы брать кредиты на всякие ультрамодные безделушки. На первый взгляд может показаться, что тогда настала бы пора всеобщего благоденствия, всеобщего изобилия. Но это только на первый взгляд. На самом бы деле при всеобщей аскетической праведности населения современная экономика с её институтами рухнула бы в пропасть (если, конечно, не найдётся здравомыслящий деятель, который станет эти самые институты согласно ситуации менять), государство получило бы проблемы с пополнением бюджета от налогов.

То, почему так получится, можно объяснять совершенно по-разному, и будет верно. Можно, например, говорить о дегенеративных валютах, кредитах и ссудном проценте. Но это всё будут лишь технические механизмы, в которых хорошо разбираются соответствующие специалисты. Духовная же суть, которая посредством этих механизмов действует, выражается в трёх словах: сребролюбие, сластолюбие и тщеславие. А выражаясь современным языком, жадность, гедонизм и звёздность. Эти понятия — основа любого греховного состояния человека и они же составляют двигатель либеральной экономической системы. В ней выигрывает тот, что потакает и развивает в людях эти качества, используя их, в свою очередь, для собственного обогащения, которое заявлено как главная цель. То, что согласно словам апостола Иоанна, «мир во зле лежит» нагляднее всего подтверждается именно непосредственно основанной на грехе экономической системой.

А теперь, предположим, что всё с экономическими институтами наладили, все оказавшиеся безработными из сферы торговли, развлечений и услуг нашли себе работу на производстве, все добросовестно трудятся, потребляя значительно меньше, чем производят сами. Куда девать произведённое?
Предположим в третий и последний раз, что у нас средний возраст жизни с стране в стране 100 лет. Это ведь хорошо, способствовать сохранению жизни человека. И поэтому у нас огромное число пенсионеров, превышающее число работающих. Естественно, излишне произведённое пойдёт им. Хорошая картина получается. Отличные социальные программы для всех возможны только там, где честно трудятся не только ради личного прибытка, но и на общее благо.

Запад нам тут не пример. И разбойники могут заботиться о своих родителях. Запад столетиями грабил другие народы, и если его идеологи решили пустить часть средств на создание красивой витрины своей цивилизации, то это совсем не значит, что нам нужно в разбойники идти. По мере уменьшения ограбляемой базы сдуются и социальные программы западных стран.

Уже лет десять много говорят о пенсионной реформе, меняют законодательство то в одну, то в другую сторону, манипулируя показателями накопления средств на банковском счету. Это в некоторой степени лукавство, т.к. такие манипуляции просто создают разницу в будущих доходах между одними пенсионерами и другими. А общество сможет выделить пенсионерам лишь те ресурсы, которые оно имеет, сколько бы денег человек на счету не накопил. Человек, достигший старости, будет питаться, одеваться и греться не своими деньгами. Еду, одежду, медицину, кров над головой нельзя положить в банк и взять с процентами через полвека. Всё это пенсионеру нужно брать у активного и работающего поколения, а если активное и работающее поколение погрязло в жадности и не хочет делиться, оно придумает тысячи причин этого не делать. И разработает для этого соответствующие законы и способы.

Подлинное социальное государство невозможно без высокой нравственности населения. Массовая помощь в государственном масштабе людям, которые сами не могут о себе полностью позаботиться — старикам, больным, детям, оставшимся без родителей — требует серьёзных организаций. И у их участников может банально не хватить терпения, человеколюбия, честности и самоотречения.
Tags: общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment