inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Почему в Православии — рабы Божии?

То, что в Православии людей часто называют рабами Божьими, является одной из претензий к Церкви со стороны разного рода «любителей правовых свобод»: либералов и прогрессистов. Этот простой по сути вопрос — один из камней преткновения для современного человека в понимании сути дела. Традиционное объяснение, варианты которого можно найти на многих православных сайтах, ссылается главным образом на исторически различные понятия «раб» у древних иудеев, где он являлся фактически частью семьи, и у прочих народов античного мира. У нас, воспитанных и школой, и кинофильмами историей не Иудеи, но древних Египта, Греции и Рима, такой пример не всегда может быть достаточно убедительным. Поэтому хотелось бы попробовать подойти с другой стороны к вопросу о том, что отвечать тому, кто от своего незнания называет Православие «религией рабов».
Итак, почему «раб Божий» по отношению к человеку у нас звучит намного чаще, чем «сын»?

Потому что прежде всего давайте спросим самих себя, а тянем ли мы на сына по своим личностным, человеческим качествам, которые тогда должны быть такими, какие в нас хочет видеть Бог? И если сами внимательно вглядимся в себя, то с горечью убедимся, что не тянем. Ведь кто такой сын Божий (кроме Христа, конечно)? В Нагорной Проповеди есть такая заповедь: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф 5:9). Это, можно сказать, самое прямое из указаний. Бог желает людям блаженства, счастья, а не вражды (при которой никакое возвышенное счастье невозможно). А миротворцы ли мы? Сокрушалось ли наше сердце при виде ссорящихся людей (неважно, непосредственно или в записи, или телепередаче) или же, наоборот, мы в душе улыбались и веселись, глядя на всё это унижение? Пытались ли мы примирить ссорящихся даже с ущербом для себя? А не являлись ли мы сами источником вражды в её многочисленных обличьях? Например, вольно или невольно возбуждая в других зависть, пытаясь выглядеть богато, модно, успешно? И когда задаёшь самому себе такого типа вопросы, то понимаешь, что страшно далёк ты от миротворца. И от того, чтобы быть подлинным сыном Божьим.

Далее, давайте взглянем на ещё одно место Евангелия, где прямо упоминается сыновство — всем известную притчу Спасителя о блудном сыне. Что там говорит сын, когда раскаялся в своей безумной жизни и осознал грех перед отцом?

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк 15:17)

А мы ещё не вернулись к Отцу, не обратились к Нему, раз грешим. Поэтому и не называем сами себя сыновьями, но рабами, в смирении сознавая свои грехи и раскаиваясь. Один лишь Отец наш небесный в состоянии наше сыновство нам вернуть. Да, мы призваны быть сынами Божьими, но мы пока что не на высоте этого призвания.

Представьте, что у заслуженного учёного-врача, самоотверженно спасающего жизни, два сына. Один из них — пошёл по стопам отца, выучился, и даже принял участие в его трудах. А другой — скупердяй, пьяница и распутник. Кого хочется с полным основанием сыном назвать, хотя формально они оба сыновья? Разумеется, первого. Так же и сыновством Богу. «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный» (Мф 5:48) — и будете Его сынами.

«Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.»
(Гал 4:1)
Духовно, по состоянию нашей души, мы ещё младенцы, и притом весьма неразумные. Усыновление мы получаем только через Господа нашего Иисуса Христа. Лишь от нас самих зависит, что мы впускаем в наши сердца. Примем Его всем сердцем, поставив в центр своей внутренней вселенной — и Он вернёт нам утраченное сыновство.
Tags: православие, толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment