inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Попытка пояснить почитание мощей и икон на примере воинского знамени

Рака с мощами преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря

Есть у нас два типа взглядов, приверженцы которых особо злобно излагают свою неприязнь к Православию, возмущаясь почитанием икон и мощей. Первые - это последователи различных сект на базе протестантизма, а вторые - наши различного толка европействующие, считающие что "России подошёл бы протестантизм - лучше сочетается с современной жизнью". В мощах и иконах они видят поклонение деревяшкам-идолам и мертвецам. Слов в опровержение этого написано уже немало, и Святыми Отцами, и современными авторами. Желающий легко всё это найдёт в Сети.

И икона, и мощи являются святынями, а у протестантов понятия "святыня", такого, как в Православии, нет. Для того, чтобы попытаться пояснить незнающим суть предмета, можно провести такую аналогию.
В воинском уставе есть понятие о Боевом Знамени части. Его значение в жизни части совершенно особое. Его роль выходит далеко за простую символику принадлежности воинской части к войскам государства. Если воинская часть допустит утрату своего Боевого Знамени, то она подлежит расформированию. Какое же огромное значение у Знамени! А почему? Ведь с точки зрения протестантского подхода знамя - это просто палка с покрашенной тряпкой. Ну подумаешь - утратили, испортили! Другую такую же быстренько изготовили - и вперёд!

Чем же Знамя части отличается от другого символа, допустим того же знамени, нарисованного на воротах этой же части? Утрата рисунка на воротах не приведёт к расформированию части, рисунок просто подновят при возможности - и всё. Потому что Знамя части - это воинская святыня. Святыня же отличается от обычного предмета тем, что не предполагается утилитарного её употребления. Она просто освящает жизнь людей тем, что находится среди них. Как видите, святыни есть у военных, даже неверующих.

Святыня не подлежит рациональному осмыслению, т.к. отношение к ней является плодом души и духа, а это вещи иррациональные. Наша душа, будучи творением Божьим, если не ослеплена приземленными и низменными страстями и интересами, нуждается в ней, она ищет святыню, которая видимым образом связала бы её с горним, возвышенным миром. Святыня всегда есть вещь материальная, видимая. Большинство нас, грешных, неспособны видеть мир духовный, как он есть, и поэтому нуждается в таком вот материальном мостике к возвышенному.

Святыня не становится таковой сама по себе, без движения воли и участия человека. Для этого существуют соответствующие религиозные священнодействия или церемонии. Икона становится святыней после освящения (окропления святой водой и совершения соответствующих молитв), мощи святого объявляются таковыми после соответствующего чина прославления (признания Церковью этого человека святым). Знамя же становится таковым не немедленно после его изготовления, а лишь после соответствующих торжественных церемоний при создании воинской части.

Так что, несмотря на неотмирный характер, святыни присутствуют и вне канонической религиозной жизни. Здесь можно всмомнить и про священную память (павших героев), и священную Великую Отечественную войну, когда бережно хранят связанные с ними предметы.
Вышедший из детского возраста человек, в жизни которого вообще нет ничего святого, имеет все шансы стать низкой и омерзительной личностью, нравственной чернью, которого в жизни волнуют лишь ощущения, получаемые им от своих органов чувств.
Tags: православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments