«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22)
«в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33)
«...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3:12)
«в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33)
«...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3:12)
Почему страдает праведник? Извечный вопрос, на который уже давным-давно дан ясный и чёткий ответ православными святыми мыслителями, и который тем не менее люди задают вновь и вновь, когда видят, как скверный человек благоденствует и купается в роскоши, предаваясь безумным развлечениям, а благочестивый или еле сводит концы с концами, или претерпевает иные скорбные обстоятельства.
Со времён праведного Авеля, убитого Каином, праведный человек страдает до сих пор. В том, что это так, не нужно долго убеждаться, достаточно взглянуть на окружающую жизнь. По словам апостола, «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр 11:38), «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления». Почему это так, вполне понятно, и это знание подсказывает нам, что так и будет впредь.
Пишу я это не затем, чтобы в очередной раз дать банальный ответ на банальный вопрос, а поставить его чуть по-другому, более практически: почему сейчас страдает праведник? Раньше понятно: были разного рода гонения. А сейчас? Православная вера более не гонима силою государства, восстанавливаются и открываются храмы, даже памятники святым. Разного рода государственных деятелей мы можем видеть на богослужениях или осеняющих себя крестным знамением, что отрадно. Так что же, праведникам теперь всегда почёт и уважение, все их превозносят? Совсем нет. По-прежнему они зачастую являются неудобными для типичного обывателя (пусть и посещающего по воскресеньям храм) людьми, людьми отверженными.
Т.е. общие духовные законы действуют всегда (дух выше материи!), но конкретные их проявления могут быть различными в соответствии со спецификой данного времени. Для того, чтобы понять, каким образом сегодня современный мир буквально выталкивает праведника на обочину жизни, нужно повнимательнее взглянуть на современную социально-экономическую и политическую систему.
1. Экономика потребительства
Экономическая система, во главу угла в которой поставлена прибыль ради материального достатка как высшей цели экономической деятельности, не просто неизбежно приводит к потребительству, но и прямо требует его. Людей призывают больше потреблять, заманивая агрессивной рекламой и кредитами. Чем больше конечные потребители-люди потребляют, тем больше оборот денежных средств, выше прибыль в единицу времени и оживлённей экономика. Дошло до полного абсурда: идеальный покупатель для магазина — человек, который, купив товар, тут же выбрасывает его и бежит в магазин за новым.
А праведник много ли потребляет? Велика ли от него отдача с точки зрения сторонников экономики потребления? Представьте на минутку, что значительная часть общества (процентов этак 90) вдруг стало праведными людьми. Представляете, сколько торговых и развлекательных точек закроется вскоре от отсутствия клиентуры? Прежде всего закроются магазины, продающие товары для т.н. статусного потребления: магазины авто по цене квартиры, безумно дорогой и странной, ни в какой нормальной жизни не нужной одежды. А уж о разного рода рассадников всевозможных пороков и говорить нечего. Т.е. массовая скромность жизни несёт финансовую угрозу значительному количеству людей, превыше всего ценящих материальные блага и не желающих при этом самим их производить.
Понятно, что призывы к скромной и добропорядочной жизни эффективнейшим и наилучшим способом — собственным примером — будут вызывать у кормящихся с общего потребительства неизбежную злобу. Вот и первая причина отторжения.
2. Экономика, основанная на конкуренции
Цель-максимум экономической конкуренции — уничтожить конкурента, погрузив его в экономическое небытие, некий аналог смерти в экономическом мире. Может ли праведный человек, носящий Христа в сердце своём, желать смерти и ухудшения жизни другого? Ответ, думаю, ясен. Получается, не совсем совместима с праведностью такая экономическая система.
Я отнюдь не призываю немедленно отменять конкуренцию и вводить какую-то другую экономическую систему распределения материальных благ. Дух сам творит себе форму, и существующая экономическая система появилась в таком виде, чтобы соответствовать нашему духовному уровню, который, мягко говоря, невысок. Иная устойчивая экономическая система, основанная не на конкуренции, а на сотрудничестве, возможна лишь в благочестивом, духовно-просвещённом и духовно-деятельном обществе, и поэтому является чистой утопией. Ведь из Священного Писания мы знаем об оскудении веры и праведности в людях, а в последние времена вообще «Сын Человеческий, пришед, найдёт ли веру на земле?» (Лк 18:8)
3. Политическая система, основанная на самовосхвалении
Во власть сложно попасть праведнику! Система, основанная на всеобщих выборах, требует, чтобы кандидат во власть всячески рекламировал, превозносил себя, сообщая всем, что же он сделал хорошего. А насколько совместимо бахвальство с праведностью?
Вспоминаются те наши русские цари, которые поначалу отказывались от предлагаемой им короны.
Вопрос о роли праведника в обществе очень важен, имеея не только духовно-возвышенное, но и вполне земное и злободневное значение, будучи непосредственно связанным с понятием патриотизма.
Патриотизм и праведность
Эти два понятия связаны друг с другом сильнее, чем многим кажется. Патриотизм есть любовь к своему народу и Отечеству, любовь высшая, евангельская, беззаветная, которая «не ищет своего» (1Кор 13:4). Такая любовь есть нравственное измерение, и внешне проявляется в повсеместном нравственном отношении к родной земле. Грубо говоря, нельзя быть патриотом и мусорить на улице, оправдываясь тем, что «мол, и так уже здесь намусорили». Нельзя быть патриотом, устраивая дикие гулянки в лесу или ещё где и оставляя разгром и горы мусора за собой. Нельзя быть патриотом, если твоя деятельность развращает народ. Нельзя быть патриотом, не любя прежде всего людей, которые рядом с тобой — абстрактный «народ» также абстрактно «любить» легко, а любить конкретных людей рядом с собой значительно труднее.
Прагматический патриотизм
Не о всех говорю, но о многих. Почему-то с трудом верится в патриотизм предпринимателей-бизнесменов. «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Могу, конечно, ошибаться (дай-то Бог!), но мне думается, что во многих случаях их патриотизм имеет сугубо прагматическй характер. Понятно, что предпринимательствовать в богатой, сильной и влиятельной стране, способной защищать физически и экономически своих граждан, гораздо лучше, нежели в постоянно кризисной стране, находящейся под внешнем управлением и не препятствующее тому, чтобы заморские гости держали тебя за человека второго сорта.
Это, конечно, намного лучше той ситуации, чем если бы эти люди действовали против России, но нужно понимать, что подлинный патриотизм особенно ярко проявляется не когда твоя страна на подъёме, а когда она в позоре и унижении (как в 1990-е). Богатство может очень крепко, как якорем, держать человека, не позволяя его душе воспарить, в том числе и для любви к Отечеству.
Праведник должен страдать и нести своей крест. Даже если такой человек материально не ущемлён (например, занимая соответствующую должность), то Господь непременно попускает ему или болезнь, или иную скорбь, без которой духовного роста и выздоровления не может быть у человека. Своим крестом спасаемся.
А если всё нормально, до последней ниточки благополучно у человека — и машина огромная, да и не одна на семью, и квартира евроремонтированная, и дом загородный, и постоянные шашлыки-курорты, и дети пристроены на денежных должностях, то возникает вопрос: «а кому он служит?».