И в эти дни я частенько мысленно оглядываюсь назад, к началу Поста, возвращаясь и к Прощённому Воскресению, и к канону Андрея Критского. Вспоминаются планы на Великий Пост, надежды чего-то добиться за это время, что-то душеполезное сделать... Увы! С горечью отмечаю, что в полной мере ну ровным счётом ничего не получилось. А есть и вещи, которые не получились вообще.
Какую же наиболее подходящую для Поста святоотеческую мысль можно привести по этому поводу? Ну конечно же, Ефрема Сирина, чью молитву мы читаем в Великий Пост почти каждый день.
«Как призову я тебя, Господи, когда я не соблюл ни одной из Твоих мудрейших заповедей? Будучи лжецом, я сетую на лжецов. Я сужу грешников, сам погрязнув во грехах. Если меня оскорбят, я ропщу. Если мне не поклоняются, я оскорбляюсь. Я негодую на говорящих мне правду, обвиняя их во лжи. Тех, кто мне не льстит, начинаю с презрением ненавидеть и, будучи сам мерзок, требую себе очередных почестей. О болеющем брате забываю, а когда сам болею, хочу, чтобы все ко мне приходили и кротко прислуживали. Напоказ я смиренномудрствую, а в душе высокомудрствую. Раны привели меня в отчаяние, так что даже воли во мне не осталось просто употреблять целебные повязки. Одна лишь светит передо мной надежда - на покаяние. Я собирался покаяться, но ни вчера, ни сегодня не покаялся. Только на словах каюсь я усердно, а на деле продолжаю грешить». |
Пусть цели и не достигнуты. Так что же, снижать планку? Ни в коем случае. Здесь важна сама направленность целей и искренность желания их достичь. Совсем не обязательно ждать очередного Великого Поста, чтобы работать над собой. Это можно и нужно делать всегда, не только в пост. Нужно попытаться сохранить саму приобретённую устремлённость к Высшему, чистому и светлому.