
На днях наткнулся на видеоролик по итогам года одного из патриотических деятелей просоветского толка (из тех, что не прочь вернуть памятник Дзержинскому на Лубянку). И там он, говоря про наших погибших 9 ноября 2020 года в Нагорном Карабахе лётчиков, в конце промолвил советско-типовое атеистическое: «Пусть земля им будет пухом!». Как же покоробило меня от этих слов! Ну сколько можно, в самом деле? Неужели лежать в земле — это самое лучшее, что мы можем усопшему пожелать? Так его тело и так лежать там будет. Ведь желать имеет смысл лишь то, что что у человека не обязательно может быть. Или может, атеисты предполагают, что мёртвое тело способно чувствовать неоднородность земли? Тогда у них большие проблемы с научным познанием, за которое они на словах так ратуют.
Ведь что касается самого выражения о «землепухах», то изначальная латинская фраза «Sit tibi terra levis» («Пусть земля тебе будет пухом») возникла в языческом Риме. Римляне сокращенно писали её на надгробиях в виде S.T.T.L. И это, повторюсь, было в языческом, а отнюдь не в атеистическом обществе! Происхождение этой фразы теряется во тьме веков. Но учитывая веру язычников в то, что мёртвое тело покойного может что-то чувствовать в загробном мире, вновь оживать и являться людям, если ему не всё нравится, можно предположить, что они желали усопшему мягкой, как пуховая перина, земли. Чтобы он наслаждался комфортом и потому не вздумал вставать из могилы и пугать живых своим появлением.
Но то язычники! А почему же эта фраза возродилась в атеистическом СССР? Полагаю, что по причине организованной повсеместной борьбы со всякой религиозностью. Этой борьбой которой была пронизана вся советская жизнь сверху донизу. Она принимала разные формы, но она была всегда. В таких условиях традиционное на православной Руси пожелание покойному «Царствия Небесного» звучало недопустимо. Учитывая популярность нехристианской культуры и и нехристианской философской мысли (прежде всего античной) среди советской интеллигенции, то можно предположить, что кто-то из них нашёл эту фразу и она пошла в народ.
Если вы атеист, то вам должно быть всё равно, чего именно желать усопшему, коли вы не верите в наличие и бессмертие человеческой души, а верите лишь в вечную смерть и полное и окончательное исчезновение личности после смерти тела. Но желать вечной смерти и исчезновения в забвении как-то не очень красиво. Душа человека по природе христианка и поэтому даже убеждённому атеисту хочется сказать что-то доброе о дорогом ему усопшем. Если хочется почтить усопшего, не стоит объявлять его землепухом, уж куда лучше нейтральные «светлая память» (будем хранить добро, которое при земной жизни соделал усопший, и его лучшие черты в нашей памяти) и «вечная память» (будем передавать память о нём нашим потомкам).
Но если хочется пожелать усопшему чего-то беспредельно чистого, светлого и невыразимо-прекрасного, то пожелайте ему Царствия Небесного, тем более сейчас за это не репрессируют. Из всего, чего способна коснуться человеческая мысль, нет и не может быть ничего прекрасней представления о Небесном Царстве. Даже если вы и не верите в него.
Такого рода аргументы, само собой, лучше всего доводить до людей до того, как они испытают горечь утраты ближнего. После, а уж тем более во время прощания с усопшим, любые назидания будут величайшей бестактностью, несущей обиду людям.