По мысли святителя Григория Паламы, чтобы возвратиться в то богоподобное состояние, в котором человек пребывал до грехопадения, человек должен быть стать победителем над некогда победившим его дьяволом. А для этого было необходимо, чтобы человек стал непричастен греху. Но такое невозможно, ибо в нашем падшем мире никто не безгрешен: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (Екк 7:20). С самого падшего Адама люди как болезнь непрерывно передают последующим поколениям это возникшее в первых людях повреждение духовной человеческой природы, склонность к греху и тленность. Поэтому, чтобы прервать эту своего рода цепную реакцию смерти, нужно было появление такого человеческого существа, которое кажется совершенно немыслимым: человека, который в то же время был бы полностью причастным и божественной природе. И Бог из любви к своему творению снизошёл до этого. Сущее от Бога, Бог Слово, в Отце пребывающий, воплотился и стал Сыном Человеческим. Стал совершенным человеком, новым Адамом.
Но и этого недостаточно. Если бы всё на этом завершилось, что этот совершенный человек спас бы лишь сам себя, но не других. Поэтому спустя годы Христу потребовалось пройти врата смерти, чтобы войти в ад и лишить его совершенной непреодолимости. Лишь только таким способом, не умаляющим свободу человеческой воли и позволяющим обрести некогда утраченное равноангельское достоинство и богоподобие, можно было спасти человека. Приближается праздник Рождества Христова — праздник начала нашего спасения.