Каждый раз накануне Нового Года кто-нибудь непременно, да спросит с лёгким оттенком возмущения: ну почему же мы не празднуем Рождество вместе с людьми-европейцами, 25 декабря по григорианскому календарю? Начнём с того, что люди-европейцы Рождество уже давно не празднуют, всё больше толерантно-безликие «зимние праздники». Они прекратили праздновать Рождество ровно с той поры, как Родившийся в этот славный день перестал быть самой популярной личностью в Европе. С тех пор их «Xmas» больше напоминает простодушное веселье советских новогодних ёлок, сказку, в которую искренне верят лишь дети... Конечно, веселиться и радоваться тоже нужно, но вот чему веселиться и о чём радоваться людям взрослым, уже не верящим в Деда Мороза, раздающего подарки и автоматически исполняющего пожелания к лучшему на целый год вперёд?
И создаётся у меня впечатление, что люди, которые не прочь перевести церковную жизнь на гражданский календарь (проявляя особое рвение всякий раз накануне Нового года) просто хотят и Рождество отпраздновать, и Новый Год погулять. Совместить, так сказать, полезное с приятным. Но в духовной жизни так редко бывает, и совсем не случайно. Современный человек хочет, чтобы в его сердце грешное и праведное мирно ужились. Но это иллюзия, самообман. Нет и не может быть «согласие между Христом и Велиаром» (2Кор 6:15)?
Ведь на самом деле неплохо, что гражданский и церковный календари различаются! И различаются именно так, что праздник смены гражданского календаря приходится на завершающий, строгий отрезок Рождественского Поста, когда Церковь рекомендует воздерживаться в пище и развлечениях, сосредоточившись, насколько это по силам и возможностям, на своём внутреннем состоянии. Особенно если человек планирует в новогоднюю ночь участвовать в Литургии и причаститься — ведь не может быть более прекрасной встречи новолетия, чем соединившись с Господом. Неплохо потому, что такая ситуация даёт человеку возможность однозначного, ясного и совершенно свободного выбора — с кем и как именно ему это новолетие встречать: в обжорстве и пьяном кутеже или же в чистоте со Христом (или со своими домочадцами, устроив им добрый праздник, что тоже богоугодно). Этот как бы мысленная развилка дороги, где на одной стороне виднеется указатель со стрелочкой «к Богу». Человек устремляется туда, к чему по-настоящему расположено его сердце. И выбирать тот или иной путь нам нужно свободно, ясно и совершенно однозначно. Иначе наш выбор не будет ценным, прежде всего для нас самих.