
Но при пристальном рассмотрении эти злословия не выдерживают никакой критики. Мы знаем, что после крещения князя крестилась и вся его дружина. Какова была численность княжеской дружины? Небольшая. Это ведь не армия Кутузова. Большинство современных историков сходятся на том, что численность княжеской дружины была несколько сотен человек. Предположим, что дружинников было 500. А теперь представьте, что вам нужно с группой в полтысячи человек, пусть даже и отлично вооружённой, но захватить огромную территорию от Чёрного Моря до Балтийского. Причём не просто захватить, но навязать им свою религию, не имеющую ничего общего с традиционной местной. А тогда вопрос веры ставился жёстче и определённей, чем сейчас. Это сейчас недобросовестный человек может использовать религию как прикрытие собственных или групповых шкурных интересов. Но тогда было не так. Человек мог расстаться с частью имущества, даже с детьми, уводимыми в качестве «данников крови», но за веру, которая осмысляет его собственное бытие, делая его участником великого, он был готов стоять насмерть. Понятно, что невозможно захватить и удерживать такую большую территорию, где будет массовое отчаянное сопротивление, такими небольшими силами.
Но крещение огромной Руси всё-таки произошло, и произошло по историческим меркам мгновенно: в пределах жизни одного поколения. Как такое возможно? А также, как и во времена апостольской проповеди: это было чудом. Там, где действует Святой Дух, непременно побеждается и «естества чин», т.е. естественные правила и законы земного бытия. Там чудо естественно. Это очевидно тем, кто верит. Ну, а тем, кто не верит, остаётся лишь сочинять сказки про геноцид, который стремительно развернула дружина князя Владимира на лесистой труднопроходимой местности размером с территорию современной Франции.
А как же всё-таки происходило это стремительное распространение христианства?
«Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4:35). Эти слова, сказанные Христом к апостолам, верны применительно и к князю Владимиру. Очевидно, что многочисленные славянские времена были готовы принять проповедь о Христе. Были в их характере некие общие черты, некая лучшая часть, которая живо и сердечно откликалась на проповедь о Спасителе. Эта лучшая часть, любовно извлечённая Христом на свет Божий, и соединила нас в один русский народ, так что нет уже давно ни кричивей, ни вятичей, ни полян, ни чуди... Отсюда, кстати, и свойственна нам некая чёткая двойственность сознания. Всё, что соединяет нас с Христом, также и соединяет нас в единый народ. А всё, что разъединяет, то вычленяет нас из народа, атомизирует. Мы способны (и это мы ясно видим в нашей собственной истории) как на великие достижения, так и на великие падения и низость. Мы не раз отстраивали страну, но мы же не раз и разрушали её до основания. На наши просторы смотрели полные радостной внеземной любви глаза Серафима Саровского, но и печальные глаза преданного всеми святого царя Николая... Об этом хорошо написал Иван Бунин в «Окаянных днях»: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь... Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». Так что же, получается бесконечный круговорот взлётов и падений? Нет, победа непременно будет за Христом. Ибо как можно победить Того, кто победил смерть?
На богослужении в день памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля по григорианскому календарю) положено читать ряд отрывков из книги пророка Исайи. В частности, этот:
«И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.» (Ис 60:3). Пророчества многогранны, и многие их них исполняются в истории многократно, неся не только глобальный смысл конца времён, но и воплощаясь в тех или иных исторических явлениях. Когда видишь всё, что сейчас творится в называющих себя цивилизованными Европе и Америке, то это пророчество воспринимается в полном согласии с идеей, что Россия в конце концов останется последним оплотом подлинного действующего христианства в мире и тогда туда будут стекаться со всех уголков мира люди, сохранившие в себе человечность, неиспорченные скотской пропагандой всевозможных пороков и извращений. Более же всего из стран, где сильнее всего исторически процветало русоненавистничество:
«И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа». (Ис 60:14). Исполнится ли это, зависит и от нас. Окажемся ли мы верны тому великому дару, который некогда через своего святого князя Господь Вседержитель соблаговолил дать нам?