inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Categories:
  • Mood:

Таинственные урим и туммим

В Ветхом Завете неоднократно упоминаются (но не описываются) загадочные предметы урим и туммим, находящиеся в руках первосвященника. Считается, что с их помощью можно было ни много ни мало как спрашивать и непосредственно узнавать волю Божью касательно народа и всех сторон его духовной, хозяйственной и военной жизни. Впервые урим и туммим встречаются в книге Исход, в главе 28, посвященной описанию облачения священнослужителя Скинии (походного Храма еврейского народа, созданного по указаниям пророка Моисея после богооткровения на горе Синай).

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним. (Исх 28:30)


Поскольку для использования этих предметов необходимо наличие судного наперсника, то сначала коснёмся его поподробнее. Наперсник (от слова «персь» — грудь) — нагрудное украшение, элемент одежды. Не путать со словом «наперстник» (или напёрсток) — предмет, надеваемый на палец («перст»).

Выглядеть он мог примерно вот так:



Наперсник подробно описан в стихах 15-29 главы 28 книги Исход. Он изготавливался из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. В золотых гнёздах находилось 12 оправленных разных драгоценных камней, по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано наименование колена, символом которого как бы являлся этот камень. Наперсник назван судным, потому что священник призван молиться за целый народ о прощении грехов, вспоминая все совершённые людьми преступления богоданного Закона (как на суде).

Слово «урим» вероятно является множественной формой древнееврейского слова «ор» — «свет», а «туммим» — множественной формой от «том» — «чистый», «беспорочный»). В этом смысле очень точен церковнославянский канонический вариант Библии. Там соответствующее место книги Исход звучит так: «И да возложиши на слово судное явление и истину...»:

Явление (являть, просвещать, делать ясным) и Истина! Название таинственных предметов содержит в себе отсылку в Тому, Кто Сам есть и Свет, и Истина:

Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер 24:10)

Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1Ин 1:5)


И, естественно, ответы на человеческие вопросы от Самого Бога могли быть лишь совершенно светлые и истинные! Как выглядели эти чудесные предметы, неизвестно. Книга Исход содержит чрезвычайно подробные описания и храма-Скинии, и одеяний ветхозаветных священников. Это неудивительно, ибо это всё исполненные глубокого смысла символические вещи. Например, устроение ветхозаветного Храма символизирует духовное устроение человека. Но тем не менее описание такого яркого, выражаясь современным языком, мощного артефакта, как предмета, при помощи которого было получить ответ от Самого Бога, совершенно отсутствует. Мы даже не знаем из текста, изготовлены ли были эти предметы самим пророком Моисеем или по его указанию или же были ему даны Богом в готовом виде, подобно первым каменным Скрижалям с Заповедями. Для того, чтобы предположить, как применялись урим и туммим, исследователи этого вопроса обратили внимание, что в наименовании начертанных на камнях наперсника имён двенадцати колен Израилевых встречаются все 22 буквы древнееврейского алфавита. Поэтому вполне возможно, что первосвященник после молитвы и заданного во всеуслышание вопроса проводил, как в фантастических фильмах, рукой с предметами поверх наперсника, и отдельные буквы на драгоценных камнях начинали светиться, складываясь в слова. Но это, повторюсь, лишь весьма вольные предположения.

В следующий раз урим упоминается в книге Левит, когда Моисей поставляет Аарона на первосвященническое служение:

И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем, и возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим (Лев 8:6).


Затем урим упоминается в книге Чисел, когда Моисей по Божьему повелению назначает своим преемником Иисуса Навина, которому предназначено было ввести избранный народ в землю обетованную:

и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом (Числ 27:21)

Елиазар — это сын Аарона, ставший после него первосвященником.

Хотя в книге Иисуса Навина урим прямо не упоминается, там встречается эпизод, который предполагает его использование. Иисус Навин, потерпев поражение при Гае и получив откровение, что это произошло из-за того, что некто из-за жадности присвоил себе и утаил часть военных трофеев, которые должны быть посвящены Богу, приказывает подходить поочерёдно и выявлять сначала виновное колено, затем в этом колене племя, потом семейство, а потом выявить и непосредственно виновного человека:

завтра подходите все по коленам вашим; колено же, которое укажет Господь, пусть подходит по племенам; племя, которое укажет Господь, пусть подходит по семействам; семейство, которое укажет Господь, пусть подходит по одному человеку (Нав 7:14)


Вопрошание производилось, естественно, при помощи урима и туммима. В этом случае Господь не назвал виновного тут же непосредственно через пророческое откровение, а повелел опрашивать касательно каждой группы людей, от большей к меньшим.
Прямые ответы Бога на человеческие вопросы были, само собой, знаком особого Божьего благоволения. Когда такого благоволения не было, то ответы не давались. Так, когда благодать отошла от Саула за его прегрешения и отступничество, Господь не отвечал ему:

И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. (1Цар 28:6)


Урим и туммим исчезли после падения Израильского Царства и Вавилонского пленения иудеев вместе с Ковчегом Завета и другими святынями, находящимися в Святая Святых Первого Храма. Последний раз урим и туммим упоминаются в Библии в книге пророка Ездры, когда иудеи возвращались из вавилонского пленения после разгрома Вавилонского Царства персидским царём Киром:

И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства.
И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом. (Ездр 2:61)

Люди претендовали на священство, но священниками в ветхозаветной Церкви могли быть только чистокровные представители Левиина колена. Записи же родословных, которые могли бы подтвердить отношение этих людей к данному колену, не сохранились. Вопрос о священстве, о личности священослужителей крайне важен во взаимоотношениях Бога и народа, поэтому первосвященник Тиршафа совершенно правильно сказал им, что поскольку нет родословных, то только Бог в состоянии дать ответ, подходят ли эти люди. «Великая святыня», которую нельзя было есть спорным кандидатам в священнослужители — это хлеба предложений, находящиеся в Храме перед завесой в Святая Святых и которые употреблять в пищу разрешалось только священникам. А поскольку, как мы знаем, урим и туммим больше не появлялись в истории, то ясно, что упомянутым кандидатам так и удалось пополнить собой священство.

История урима и туммима не является неким абстрактным и не имеющим отношения к нашей сегодняшней жизни повествованием. Здесь глубокое поучение для нас, проливающее смысл на страницы и нашей истории. Ведь почему Господь попустил исчезнуть такому необычному и на первый взгляд крайне нужному предмету? Ответ очевиден: в нём исчезла необходимость, потому что люди перестали слушать волю Божью и всё более уклонялись к тому, чтобы жить по воле сердец своих и по своим прихотям. Вот, например, как в Иудее исчезло непосредственное боговодительство народом и началась эпоха царств:

И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1Цар 8:6)


По той же причине рухнула традиционная для нашей страны монархическая форма правления в 1917-м году. Народ перестал нуждаться даже в просвещённом монархе и возжелал иных кумиров: пустословия демократии, свободы отнимать всё, что захотелось и уравнительного псевдобратства. Чтобы было Божье водительство народу, народ должен испытывать горячее желание по Божественной воле жить. Кроме того, здесь находится ответ на вопрос, связанный с исчезновением такого явления в русской православной жизни, как старчество. Не раз читал, что люди удивляются: куда подевались старцы, которые во множестве были у нас на Руси — и в Оптиной пустыни, и в Сарове, и в других монастырях... Действительно, куда же они сейчас все подевались? Хотя я лично думаю, что святой жизни старцы сейчас всё-таки есть, просто они тихо молятся и не выходят в люди, не получая от Господа откровение на такое служение. А ответ такой же, как и в случае с уримом и туммимом: нет в них настоящей потребности. Представьте себе, что появился вдруг некий яркий старец, который может являть людям волю Божью касательно их лично. Как вы думаете, многие бы побежали эту волю выполнять, не ища себе оправданий? Многие относились бы к нему как к некой необычной диковинке или спрашивали бы его о чём-то сугубо земном: на какую работу выгодней пойти, что лучше купить. Именно так и было уже во времена последних оптинских старцев. И мало кто будет спрашивать, как жить на земле, чтобы наверняка спастись. А Господь Бог — это не ярмарочный шут, он посылает к людям своих духоносных сынов не для того, чтобы поразвлекать людей, а для того, чтобы верно направлять к спасению тех, кто искренне этого желает.
Tags: православие, толкования
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments