Все патриотические взгляды на историю России можно (весьма приблизительно, впрочем) систематизировать следующим образом:
- Сторонники СССР. До 1917-го года — почти ничего хорошего, сплошной мрак, крепостное право, нищета и несчастье. Далее построено правильное общество всеобщего счастья, а с 1991-го года по настоящее время опять мрак.
- Сторонники Российской Империи. До 18-го века — отсталая страна. Начиная с Петра Первого, строится могучая держава, где текут молочные реки с кисельными берегами. С 1917-го года по 1991-й — сплошные лагеря, пытки, разные мучения, несвобода. Сейчас идёт возрождение.
- Сторонники православного государства и симфонии властей. Эпоха Московских царей, до Петра Первого — правильное общество. Пётр Первый всё испортил. С 1917-го года по 1991-й — сплошные лагеря, пытки, разные мучения, несвобода. Сейчас идёт возрождение.
Только о том, что мы не знаем историю своей страны. Не знаем не в смысле знания дат и последовательности событий, а том смысле, что в нашей интерпретации собственной истории нет цельности. Каждый, кто делит нашу историю на «чёрные» и «белые» периоды, отказывается видеть её в единой совокупности, как нераздельное целое. И, значит, не видит и красоту нашей истории, явленной нам в мощи народного духа. А ведь увидеть это означает познать Россию в её историческом бытии и своеобразии. Лишь когда мы имеем цельный взгляд на историю, тогда наш взгляд в прошлое становится ясным, незакрытым привычными шаблонами мышления. Только тогда нас может наша богатейшая история чему-то научить и помочь избежать повторения ошибок прошлого и новой смуты. Ведь всё имеет свои причины и последствия.
Так, например, Октябрь 1917-го был прямым последствием Февраля 1917-го. И неизвестно, сохранилась бы Россия вообще как единое государство, не получив Божьим попущением власть большевиков. Да, власть кровавую и беспредельно жестокую, но оказавшуюся в состоянии удержать распад страны, к которому вела власть либералов-февралистов, ибо хуже, слабее и развратительнее того безвластия уже ничего не могло быть.
Мы помним всё. И Соловки, и Холмогоры, и Бутовский полигон — настоящее кладбище православной России. Не надо лгать, оскорбляя память убитых, что там наказывали одних уголовников. Но мы вместе с тем помним и Гагарина, и Рокоссовского, и Королёва, и многие десятки славных учёных, врачей, военных и других деятелей государства. Мы помним и тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской, устоявших в Истине до конца — страшные времена явили нам не только глубину человеческого падения, но и сияние целого сонма наших святых. И так на протяжении всей нашей истории: высокое и низкое сосуществуют совсем рядом. Так, например Россия Петербургского периода истории — это не только Бирон и Салтычиха, но и Ломоносов, Суворов, Пушкин, Пирогов, Попов, Менделеев, Столыпин...
Также и во времени: времена национального подъёма чередовались у нас с временами упадка национального духа. Последний упадок был в 1990-х, и его последствия мы до сих пор ясно на себе ощущаем. Но о воле, о духовной силе народа судят не по глубине его падений, а по тем высотам духа, на которые он поднимался.
Так всё-таки, 7 ноября, День согласия и примирения, праздник или нет? Если праздник, то со слезами на глазах. И такие праздники бывают. Нам ли, русским людям, об этом не знать. А православным тем более.
Блажен, кто в дни борьбы мятежной, В дни общей мерзости людской, Остался с чистой, белоснежной, Неопороченной душой. Блажен, кто в годы преступлений, Храня священный идеал, От повседневных искушений Умом и сердцем устоял. Блажен, кто, вписывая повесть В скрижали чёткие веков, Сберёг, как девственница, совесть И веру дедов-стариков. Блажен, кто Родину не предал, Кто на Царя не восставал, Кто чашу мук и слёз изведал, Но малодушно не роптал. (С.С. Бехтеев, 1921) |