inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Category:

Введение во храм



Христос рождается, славьте! Встречайте Христа с Небес! Христос на земле! Воспряньте! Пой Господу, вся земля! И вы, люди, с весельем пойте, ибо Он прославлен!

Да, именно так! Впервые песнопения Рождества Христова начинают звучать задолго до этого величайшего зимнего праздника: на утрене праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Понятно, почему. Именно Пресвятая Дева Мария сделалась земной матерью Христа Спасителя, став новым, одушевленным ковчегом Божества. Но почему именно в праздник Введения во Храм, а не, предположим, Рождества Богородицы? Потому что именно это событие ясно, видимым образом показало всем особый богоносный путь Марии.

Рождество Богородицы от преклонных лет Иоакима и Анны было необычным, но тем не менее не было уникальным в истории богоизбранного народа. Так, например, родился Исаак у праведного Авраама и Сарры, бывших в том возрасте, когда общепринятыми представлениями исключается возможность деторождения. А событие входа трёхлетней девочки в Иерусалимский Храм, кульминацией которого, несомненно, явилось введение маленькой Марии в «Святая Святых», уже явным образом показывает всем окружающим её богоизбранность.

Святая Святых — особое помещение внутри Ветхозаветного Храма, не просто символ, но и место особенного присутствия Божьего в жизни ветхозаветных иудеев. В Первом Храме, построенном царём Соломоном, хранились величайшие реликвии, связанные с наиболее значимыми божественными явлениями с истории иудеев: Ковчег со Скрижалями Завета, проросший жезл Аарона и сосуд с небесной манной. В это помещение мог заходить лишь первосвященник, да и то один раз в год, чтобы окропить помещение кровью жертвенных животных в знак очищения и покаяния за грехи. Во Втором Храме, восстановленном после окончания вавилонского пленения, этих реликвий уже не было, но отношение ко Святая Святых оставалось неизменным, ибо каждый иудей верил и надеялся, что когда-нибудь эти святыни вернутся и займут подобающее им место в Храме. Невозможно представить себе, какой силы убедительности должно было быть божественное видение у Захарии, чтобы преступить тысячелетние богоустановленные заповеди, поняв, что именно так ему повелевает Сам Господь. И другие священники не набросились на него, не разорвали, обвинив в безумии или чудовищном святотатстве. Божественное посещение такой силы не могло не сказаться на внешнем облике Захарии, сделав очевидным не только для него, но и для всех окружающих: Эта Девочка — достойна. Возможно, лицо первосвященника сияло в этот момент подобно лицу пророка Моисея, спустившегося с Синайской горы со Скрижалями Завета. Может, что-то ещё — этого предание нам не сохранило.

Но внешняя форма проявления Божественного здесь для нас не так уж и важна. Важно то, что в Храм, в его Святая Святых входит маленькая девочка. Входит, чтобы непостижимым образом вернуть утраченные святыни, по прошествии лет став и одушевлённым Ковчегом Божества, и проросшей лозой со славным плодом жизни вечной, и сосудом с Хлебом Жизни — Христом. Входит, чтобы стать Новой Евой, высшей херувимов и серафимов, духовной праматерью нового человечества, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4:24).

С праздником!

Tags: православие, праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment