Сразу скажу, что я не являюсь единомышленником Николая Старикова, и поэтому меня сложно упрекнуть в том, что я защищаю своего кумира. Догадываюсь, чем не понравились книги Николая Старикова господам учёным (среди которых, впрочем, историков почти не вижу, больше биологи). Тем, что он посмел интерпретировать исторические факты не так, как им хотелось бы. А интерпретирует он их в духе любви к России, пытаясь увидеть в действиях властей заботу о мощи государства.
История — это особая наука в отличие от, например, физики или химии. С одной стороны, история должна ссылаться на факты — исторические документы. Есть документ — есть событие. Нет документа — начинаются фантазии. Но с другой стороны, историю делают люди своими поступками. А человек может поступать внешне одинаковым образом в силу совершенно разных мыслей и убеждений. Мы осознаём себя единым народом не только в пространстве, но и во времени, находя в своих собственных убеждениях общее с теми, что действовали в лучших людях нашей истории. Оттого, что химики изменят взгляд на механизм какой-то реакции, что физики разработают новую теорию гравитации, не изменится наше отношение к стране и людям, среди которых мы живём. А история не такова, она может изменить мировоззрение человека. Вопрос лишь, в какую сторону. Правильная история должна нас учить и правильному отношению к стране и людям.
Та история, которая учит, должна отвечать не только на вопрос «что?», но прежде всего и на вопрос «почему?». А вопрос «почему человек поступил именно так» не всегда ясен, ибо люди не всегда об этом говорят, да и говорят не всегда правду. В этом смысле история — это интерпретация исторических фактов. Так, опричнину Ивана Грозного можно интерпретировать как патологическую жестокость безумца, а можно как попытку покончить с боярской вольницей. Наша интерпретация исторических фактов должна быть правдивой и поэтому в нашу пользу — в нашей истории много людей потрясающих качеств души, невероятно высокого духа. Если мы этого не сделаем, то это сделают (и уже делают!) наши противники, а мы будем либо отмалчиваться о ответ, либо огрызаться бессмысленными остротами.
А что касательно всех этих «просветительских фондов эволюция»... Учёный без сердца — мало того, что очень неприятная личность, так ещё и польза от него для отечественной науки в конечном итоге сомнительная. Такой человек станет или коммерсантом от науки, или преимущественно медийной персоной, посвящая большую часть времени блогерству, участию в нелепых мероприятиях и прочему позёрству. Или, если он достаточно фанатичен, возжелает пойти по стопам небезызвестного академика Лысенко, мечтая получить в распоряжение карательный аппарат для расправы со всеми, кто не разделяет убеждение, считающееся в данное время «научным». Самоназвание «научный инквизитор» (scinquisitor) одного из этих деятелей в ЖЖ неплохо нам всем намекает.