inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Categories:

Почему в Библии не сказано о динозаврах?



«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.»
(Иов 38:7)

Содержание первых глав Библии, или если точнее, её первой книги, Книги Бытия давно является камнем преткновения для верующих. Уж больно содержащееся там описание создания Мира не соответствует современным научным представлениям. Так, книга Бытия говорит о Шести Днях Творения (конечно, это не дни в нашем представлении, а просто некие промежутки времени), в то время как научные данные говорят о сотнях миллионов лет развития жизни на Земле. Это, само собой, даёт атеистам повод поостроумничать над «средневековыми бабушкиными сказками, в которые продолжают верить глупые люди». Самые совестливые из них думают примерно так: «То, чему учит Церковь, это неплохо, но вот в библейское создание Мира я не верю, ибо наука это опровергла. Мы знаем про динозавров, а в Библии о них ни слова». Но ведь ведь книга Бытия, будучи по причинности основой всего дальнейшего, занимает особое место из всех ветхозаветных книг в осмыслении прихода на землю Христа и жизни человека. Недаром Бытие прочитывается полностью на богослужениях во время Великого Поста. Усомнившись в этой книге, мы сомневаемся уже дальше и дальше, и вот уже червь нашего сомнения подтачивает идеалы Нагорной Проповеди в нашем сердце, а там, глядишь, и в будущее всеобщее Воскресение не верим, и вообще уже мы не христиане, а непонятно кто и непонятно зачем живём.

Можно ли как-то согласовать эти на первый взгляд несовместимые картины создания мира, научную и библейскую? Можно. И нужно. Начну сразу с трёх положений, на которых основана идея.

Три положения
  1. Шестоднев книги Бытия и палеонтология говорят о разных вещах.
  2. Явление, известное как палеонтологический стазис — научный факт отсутствия переходных форм видов организмов в окаменелостях.
  3. Изменение мира после грехопадения человека.


Шестоднев книги Бытия и палеонтология говорят о разных вещах
Правильнее сказать — палеонтология с геологией, но поскольку речь будет идти о жизни, то ограничимся палеонтологией. Итак, наш мир с одной стороны прекрасен, но с другой, таит в себе немало страшного. Там, где пышно растут самые большие и роскошные растения и живут удивительные красивые животные, может найтись большое число других животных, стремящихся тебя сожрать и превратить в удобрение для тех самых растений. Прекрасно звёздное небо над головой, но среди звёзд есть и чёрные дыры, и холодок пробегает по спине от мысли, что же внутри этой математической мясорубки. Разве похож этот мир на тот бесконечно-прекрасный мир, про который сказано «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31) и увидев который, «все сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38:7)? Нет, не похож. Потому что это не тот мир. Наш мир не идеален, ибо он падший. Наука изучает законы падшего мира, и палеонтология изучает его летопись в виде остатков живых организмов.
Шестоднев же говорит о создании первозданно-прекрасного мира, ещё не повреждённого грехопадением человека.

Палеонтологический стазис
Вообще общепринятое название «эволюционный стазис», но уж больно шибко я не люблю идею эволюции как одновременно и антихристианскую, и антинаучную, не имеющую никаких однозначных фактов в своё подтверждение.
Явление, известное как стазис — научный факт отсутствия переходных форм видов организмов в окаменелостях. Все виды живых организмов, остатки которых найдены в окаменелостях, появляются и исчезают в пластах внезапно, не претерпевая существенных изменений. Все переходные формы между видами, о которых когда-либо объявлялось, потом на поверку оказывались либо вольной интерпретацией фактов с выдаванием желаемого за действительное, либо откровенным подлогом (а разве среди учёных не могут быть падшие люди, которым дороже всего собственные награды и слава?).
Стазис очень не любят эволюционисты, придумывая разнообразные витиеватые объяснения этому факту. Мы же примем его как должное, как он есть: отсутствие переходных форм означает, что их не было. Живые организмы сразу появлялись на Земле в уже сформированном виде.

Изменение мира после грехопадения человека
Изменившийся, утративший своё божественное достоинство человек уже не мог находиться во главе совершенного, прекрасного первозданного мира. Не должно чистое быть в услужении у не чистого. Ведь человек продолжал быть тем, кем он был создан — повелителем материального мира. Следовательно, мир должен был измениться под существо падшего человека. «Раб не больше господина своего» (Ин 13:16). Всё должно соответствовать друг другу. И мир повелением Божьим мир начитает меняться, чтобы принять к себе из Рая нового, утратившего богоподобность человека. В мире постепенно начинают действовать новые, хорошо знакомые нам законы природы, законы падшего естества. Коли падший человек — то падший и управляемый им мир, который в силу своей падшей природы уже совершенно не подчиняется ему, как раньше. Страдает человек в силу своей падшей природы — страдают и животные в силу того же. Смысл этой идеи можно увидеть в следующих потрясающих строках апостола Павла:

  «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.» (Рим 8:19)
Под «суетой» здесь подразумевается падшая, бренная природа нашего мира, а под «откровением сынов Божьих» — спасение, возврат человека к богоподобному состоянию, обожение его.

Когда и как возник наш падший мир из первозданного
Само преображение Земли из первозданного состояние в падшее соответствует стихам 17-24 3-й главы Бытия, начинаясь со слов «проклята земля за тебя...» и заканчивая «И изгнал Адама...». Для Адама это был небольшой промежуток времени, пока он находился ещё в Раю. За это время изменился он сам и Ева (слова «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» — они ведь не про одежду, они про плоть!). Их тела изменились, стали грубыми, более животноподобными в полном соответствии с новой повреждённой природой человека.
А в то время, пока Адам ещё находился в раю, Земля тоже преображалась. Первозданное постепенно заменялось на падшее. Но там, на Земле, проносились миллионы лет. В течении этих миллионов лет в новый, грубый, исковерканный мир время от времени внезапно вступали живые существа из мира прежнего, но при этом изменяясь в формах и размерах, обрастая в том числе зубами и когтями. Вступали — и начинали по законам нового мира вести борьбу между собой и поедать друг друга, образуя пищевые цепочки. И когда наконец всё было закончено, раскрылись двери Рая и на Земле появился человек.
С чисто внешней стороны замена первозданного мира на новый вряд ли происходила в виде какого-нибудь портала, которые так любят в фантастических фильмах. Это, скорее, могло быть как бы постепенное проявление, когда черты новой реальности появляются и начитают всё больше и больше повсеместно обнаруживаться.

А теперь дадим ответ на вопрос в заголовке. Почему Бог, давая откровение пророку Моисею, о создании Мира, ничего не сказал о древних формах жизни? Предположить можно. Для того, чтобы начать возвращение человека к свету, от которого человек некогда отпал, нужно было показать ему именно тот самый свет, а вовсе не адскую тьму, в которую превратился мир после отпадения человека от Бога. А в том, что мир, населённый чудовищных размеров хищниками вроде плезиозавров и тираннозавров, был подобием ада, сомневаться не приходится. Не думаю, что человек смог бы прожить в таком мире больше минуты.

В свете вышесказанного исчезает кажущаяся неувязка с появлением в Шестодневе растений прежде Солнца, что уже давно является объектом шуток атеистов, считающих себя научно-мыслящими:
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» (Быт 1:11)
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1:14)
Шестоднев прав. Именно так создавался первозданный мир. Там действовали свои законы. Но окаменелости представляют нам отнюдь не первозданный мир. Исполинские каменноугольные леса на самом деле некогда зеленели на нашей планете, и к тому времени в полном соответствии с современными научными представлениями уже вовсю сияло Солнце. Вот только было всё это после грехопадения Адама.

Если повреждённость природы человека некогда привела к изменению мира, то можно ли предположить, что исцеление этой повреждённости, насколько это в нашем мире возможно, в некоторой степени способно направить этот процесс в обратном направлении? Да, и тому подтверждение святые, которые укрощали диких зверей. Наш Серафим Саровский, наверно, будет здесь самым что ни на есть хрестоматийным примером.

В завершение краткое резюме.
Правильно ли описание создания мира в Библии?
Да, оно совершенно истинно, ибо это Божье откровение.
Правы ли учёные, говоря о миллионах лет истории Земли, о кембрии, силуре и триасе?
Да, совершенно правы. Но это не история создания мира. Это история его изменения.

Я не утверждаю, что всё создание современного нам мира произошло именно так, как описано. Главной моей целью было просто показать, что такие умопостроения, учитывающие и научные факты, и откровения книги Бытия и при этом не нарушающие святоотеческое учение о Боге и человеке, в принципе возможны. Тем более, что неизменность законов природы и времени есть личное убеждение некоторых, а вовсе не доказанный научный факт.
Tags: атеизм, наука и религия, православие, толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments