inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Categories:

Московский октябрь 1993-го. Краткая предыстория.

«Успех российских реформ означает укрепление безопасности Соединённых Штатов»
(Билл Клинтон, 42-й президент США)


До сих пор не всё до конца ясно в том, что же произошло в Москве в начале ноября 1993-го года. Внешне видимое мы представляем. Оно состоит в том, что было противостояние Верховного Совета и Президента Ельцина, завершившееся кратким по времени, но очень кровавым вооружённым конфликтом. А вот почему возникло это противостояние, не всем ясно. Русскоязычная «Википедия» (ещё тот рупор русофобии!) вполне ожидаемо наводит тень на плетень. Из её текста совершенно непонятно, чем же всё-таки было вызвано это противостояние такой силы. Мол, власть не поделили, и всё.

Многие до сих пор наверняка находятся в плену пропагандистских сказок о неких жутких «коммунофашистах», которые засели в Белом Доме, чтобы вернуть «тоталитарный совок». Здесь есть лишь одно крошечное зерно правды в целом элеваторе лжи. В те дни действительно решалась судьба России, по какому пути пойдёт наша дальнейшая история. Вот только выбор был не между капитализмом и возвратом к СССР, а между компрадорским олигархическим капитализмом и госкапитализмом, сторонники которого в Верховном Совете вдохновлялись принципами экономики Южной Кореи. Невозможно сказать, победи Верховный Совет, пошла бы наша страна по пути той же Южной Кореи или Китая: история не знает сослагательного наклонения, и экономическая история тоже. Сейчас-то мы знаем, что победили компрадоры, чьи интересы представляли Ельцин и его команда.

Для восстановления как можно более полной картины происшедшего совершенно необходимо начать чуть издалека, дабы обозначить основную часть цепочки действий, которая и привела к кровавому московскому октябрю 1993 года. А начнём мы, пожалуй, с начала 1992-го года...

2 января 1992. Обрушение цен.
Целью было лишить широкие народным массы их сбережений, чтобы исключить их из запланированной в недалёком будущем приватизации. В итоге цены по поднимутся не в 5 раз, как обещали, а гораздо, гораздо выше.

12 января 1992. Председатель Верховного Совета Хасбулатов выступил с критикой экономической политики правительства.
Первая ласточка противостояния.

20 марта 1992. ВС получил программу Чубайса о полной приватизации.
Ельцин опирался на поддержку Запада. С Западом была связана часть компрадорски настроенной буржуазии, которые желали не строить собственный государственно-мополистический капитализм южнокорейского образца, а встроиться в западную систему.

Март 1992. МВФ выставляет 20 требований к России.
Которые она должна была удовлетворить. Выполнение этих требований превращало Россию в полуколонию, и поэтому ВС встал в жёсткую оппозицию.

Июнь 1992. Ельцин наносит загадочный визит в Вашингтон.
Что ему там посоветовали, доподлинно неизвестно, но сразу же после своего возвращения Ельцин подписал рял постановлений, которые разрушали наиболее крупные и экономически-успешные предприятия России. Их подводили под банкротство.

1 июля 1992. Вводится конвертируемость рубля.
Началась экспансия доллара, что также вызвало протесты ВС.

Осень 1992. В окружении Ельцина начитаются разговоры о необходимости государственного переворота
Цель переворота — ликвидировать Верховный Совет. Начались эти разговоры после визите в Москву шефа ЦРУ Гейтса. Интересно отметить, что открытые или не очень визиты высших чинов ЦРУ в Москву очень хорошо согласуются по времени с действиями ельцинской команды.

6 октября 1992. «Урановая сделка».
Начались разговоры о т.н. «Урановой сделке». Вместе с экономическим разгромом, приближался военно-политический. Большую часть запаса нашего оружейного урана передали за смехотворную сумму Соединённым Штатам. По своей сути эта сделка была актом государственной измены. РФ за 20 лет должна была продать США 500 тонн оружейного урана. Это четверть всего урана, произведённого в 20-м веке и 90% всех запасов урана, имевшихся на тот момент в России. Россию это превращало во второстепенную ядерную державу. США же удваивали свой ядерный потенциал. Это была самая настоящая ядерная капитуляция, одностороннее ядерное разоружение. Уран продали за сумму по разным оценкам от 12 до 20 миллиардов долларов США, в то время как его реальная стоимость, по тем же разным оценкам, от 300 до 500 миллиардов. 18 февраля 1993 все документы были подписаны. В договоре было сказано, что поставка урана должна была начаться не позднее 1 октября 1993 года. Но было ясно, что ВС никогда этот договор не ратифицирует. Тем самым ВС становился серьёзным препятствием планам США. В конце 1992-го года американское руководство поняло это, и тут же начались визиты важных людей (февраль 1993 — Никсон, март 1993 — Колль) в Москву. Главный вопрос на повестке для: «установление твёрдой демократической власти в России», что на деле означало власть без Верховного Совета.

Март 1993.
После визита Колля Ельцин обзванивает всех лидеров «большой семёрки» и получает заверения в безусловной поддержке. Именно тогда впервые появляется и начинает распространение пропагандистская фраза, что Верховный Совет — это прибежище коммунистов и фашистов, или «коммунофашистов». Которые, само собой, стоят на пути демократических реформ.
Тогда же произошёл и локальный политический кризис. Ельцин уже тогда был готов арестовать Съезд ВС, и когда ему сообщили, что депутаты не будут выходить, то «первый президент России» заявил, что будет выкуривать их газом.

7 июля 1993. Совещание G7 в Токио.
Было решено открыть специальное представительство G7 для содействия реформам. По сути — теневое правительство, которое указывало бы Ельцину, как именно проводить реформы. А целей у российских реформ для Запада было две: разгром российской экономики и ядерное разоружение России.

20 июля 1993. Столкновение двух экономических программ.
Это были «Программа неотложных мер выхода России из экономического кризиса» Лобова и программа Ясина (который сейчас возглавляет т.н. Высшую Школу Экономики, считающуюся главным рассадником прозападных и либеральных идей среди экономических кадров по превращению России в полную колонию западных стран). В первой программе, созданной под руководством Лобова, речь шла об усилении влияния государства в экономике. Это была программа строительства государственно-монополистического капитализма.
Вначале Ельцин склонялся к принятию первой программы, но на него надавили представители G7, и 6 августа 1993 была одобрена программа Ясина.

7 августа 1993. Визит директора ЦРУ Вулси в Москву.
После этого визита началась непосредственная подготовка к разгону Верховного Совета. В Москву стали прибывать группы боевиков из разных регионов Российской Федерации. Но и Верховный Совет не сидел на месте. У них были свои информаторы в ельцинских кругах, и ВС тоже стал обзаводиться вооружёнными отрядами.

17 августа 1993. Два митинга: митинг сторонников Ельцина и стороников ВС.
Митинг сторонников Ельцина был организован как провокация по правилам майдан-технологий, чтобы в нужный момент бросить призыв и направить разгорячённый народ на здание Верховного Совета с целью разогнать ВС.
Но в Верховном Совете стало известно об этих планах и поэтому ими был организован не менее многолюдный митинг своих сторонников неподалёку. Толпа ельцинистов не прорвалась бы сквозь него. Тогда Ельцину и его окружению стало понятно, что без поддержки армии Верховный Совет не ликвидировать.

1 сентября 1993. Ельцин посещает Таманскую и Кантемировскую дивизии.

13 сентября 1993. Визит министра иностранных дел Козырева в США.
Была согласована военная операция против Верховного Совета. Госсекретарь США Кристофер заявил, что «поддерживают позицию Ельцина в борьбе за демократию в России против остатков коммунизма».

21 сентября 1993. Указ 1400.
Этот ельцинский указ назывался «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Речь в указе шла о роспуске Съезда Народных Депутатов и назначении новых выборов в Государственную Думу. Как стало известно впоследствии, за час до своего выступления по телевидению Ельцин отправил текст своего выступления о роспуске Верховного Совета послу США в Москве Пикерингу. Этот указ нарушал действующую Конституцию, где говорилось, что в случае, если Президент распускает Верховный Совет, то его полномочия прекращаются незамедлительно. Тем самым Ельцин совершил государственный переворот. Верховный Совет в ответ низложил Ельцина с поста Президента, Коституционный Суд во главе с Зорькиным признал указ Ельцина антиконституционным. В эту же ночь на 22 сентября началось создание ополчений вокруг Белого Дома.

24 сентября 1993. Верховный Совет получает ультиматум.
Хазбулатов и Руцкой ничего не предпринимают и тем самым заведомо обрекают себя на поражение. Основная ошибка Хазбулатова и Руцкого в том, что они предполагали, что с Ельциным можно договориться. Потому и не действовали: защита Белого Дома была преимущественно делом стихийно собиравшихся народных ополчений. Но Ельцин, за спиной которого стояли западные державы, договариваться не хотел. Он хотел только уничтожения Верховного Совета и уничтожил его.

27 сентября 1993. Начало блокады Белого Дома.

30 сентября 1993. В конгрессе США решается вопрос о выделении средств на помощь РФ.
Конгрессмены были изначально против, но после появления на телеканалах многочисленных сюжетов с зигующими на фоне здания Верховного Совета людьми, кричащих «Слава России!», деньги «на демократию» были выделены. Нет сомнения, что разгон Верховного Совета затягивался именно с этой целью: дождаться решения вопроса о выделении денег и повлиять на него.


2 октября 1993. Первая репетиция провокации.
Провокация была нужна, чтобы реально начать операцию против сторонников Верховного Совета как реакцию на некие их действия. На поначалу мирной демонстрации в поддержку ВС вдруг появились некие молодые люди в чёрных куртках с красными флагами и начали строить баррикады. Отличная медийная картинка для западных СМИ чтобы показать страшных коммунофашистов, которые вот-вот возьмут власть в стране. Милиция действовала вяло.

3 октября 1993. Запуск механизма расправы.
На лощади у метро «Октябрьская» собирается демонстрация. Сотрудники МВД её блокируют так, чтобы она шла по Садовому Кольцу (мимо американского посольства!) к Верховному Совету. Когда они подошли к Белому Дому, из окон гостиницы «Мир» по ним начали стрелять из пулемётов. Из Белого Дома у Останкино направляется автоколонна во главе с генералом Макашовым. Расстрел людей в автоколонне начнётся с тарана стеклянной двери грузовиком и с гранатомётного выстрела по зданию телецентра. Скорее всего, это была провокация, ибо Макашов утверждает, что не отдавал таких приказов, да и гранатомётов у штурмующих не было.

4 октября 1993. Кровавая баня.
06:43. БТРы подошли к Белому Дому к палаточному лагерю, в котором находились около 1000 безоружных человек и без предупреждения открывают ураганный огонь из крупнокалиберных пулемётов.
Это было спланированное массовое убийство.
10:00. Подходят танки Таманской Дивизии и открывают огонь по зданию. Через несколько часов всё было кончено.

На страну стремительно опускалась мрачная и беспросветная тьма ельцинщины, которую уже не могли разогнать проблёскивающие кое-где отблески угасающего массового национального сознания. Страна погружалась в яму безвременья, на дне которой лишь забвение и смерть. Но так уж вышло, что прологом к омерзительному ельцинскому олигархату была не только бойня в Москве, но и последовавшее на следующий день после разгрома Верховного Совета позорное «Письмо сорока двух». Там наша «человеколюбивая» либеральная интеллигенция явила свою подлинную антинародную суть, с перекошенными от злобы лицами требуя от победителей более суровых расправ с побеждёнными. Вероятно потому, что наша либеральная интеллигенция есть часть нашей тьмы, а вовсе никакой не свет, как она сама о себе думает.
Справедливости ради нужно сказать, что некоторые подписавшие вполне ожидаемо сразу не разобрались в сути произошедших событий, а когда поняли — отозвали свои подписи или публично раскаялись в этом.

Честно говоря, противно вспоминать, какая невообразимая инфернально-предательская мразь управляла нашей страной в те годы. Но нужно. Забывающие свою историю просто обречены на её повторение.

При подготовке использовались материалы лекций Андрея Фурсова, директора Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, находящиеся в открытом доступе.
Tags: Россия, девяностые, история, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment