
«Человек, ... отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе...» (Мф 25:14)
«Я знаю эту притчу о талантах, — скажете вы. — Но причём тут время?». Да, непосредственное восприятие притчи состоит в том, человеку в конце-концов придётся дать ответ, как он использовал за те или иные врождённые творческие способности, которые Бог дал ему. Человек, будучи созданным по образу Божьему существом, всегда несёт в себе творческий потенциал, хотя не у всех, конечно, он проявляется ярко и хорошо видимо для всех окружающих. Так, не все умеют красиво рисовать. Не все умеют хорошо петь и играть на музыкальных инструментах. Не все хорошо решают математические задачи.
Но есть один ресурс, присутствующий и видимый у каждого человека, которого Бог вводит в этот мир. Есть, но в разной степени, у кого-то больше, а у кого-то меньше. Это время! Время земной жизни человека. Как и на что мы использовали это данное нам время — вот за что нам придётся держать ответ. Для меня евангельская притча о талантах это прежде всего притча о времени.
Время вообще удивительная вещь. Время в какой-то степени может быть внешней мерой неизмеримых вещей вроде состояния души человека, например, любви. Речь идёт, естественно, лишь о свободном времени, не занятом трудом или сном. Труд есть обязанность человека, а сон — природная необходимость. А свободное от всего этого время... Чему мы посвящаем его? Мы говорим, что любим другого человека, а много ли мы посвятили ему времени по сравнению с прочими нашими увлечениями и просто временем на себя любимого? Нет, не подарков и ухаживаний с мыслью получить что-то взамен, а именно просто отрывая от себя свободное время, жертвуя им безвозмездно, чтобы порадовать другого. Ведь такая добровольная жертвенность и есть внешняя мера любви.
Ты говоришь, что любишь Бога, а много ли времени ты времени ты посвящаешь Ему: вспоминаешь Его в молитвах, коротких или длинных? Ведь в молитве мы обращаемся к Богу, а с тем, кого любишь, хочется разговаривать снова и снова безо всякого принуждения. Или часто ли вы открываете Евангелие — ведь этими строками Бог говорит с тобой, а того, кого любишь, хочется слушать снова и снова. Время здесь — самый строгий и нелицеприятный оценщик. Мы не знаем, сколько времени отпущено каждому из нас. Но зато мы знаем цену ему и значение. В том числе и из притчи о талантах. Пусть же всякое время, которым мы располагаем, приносит прекрасный и добрый плод!