inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Categories:

Нужно ли крестить младенцев?

Увидел в ЖЖ заметку, сразу скажу, мною не очень уважаемого «дьяка-провокатора» Кураева «Ох, недаром монахам запрещено крестить!». Так он приводит всевозможные ужасы, происходившие во время крещения младенцев вплоть до погибели. Я так понимаю, что это всё отголоски старого спора, как нужно крестить: обливанием водой или полным погружением, который неизбежно переходит в спор о том, нужно ли крестить младенцев вообще. Всё, сказанное ниже, является лишь моей личной точкой зрения и она заключается в том, что не о том спорят. Спорят о второстепенном, чуть ли не на сколько сантиметров погружать, а о главном забывают.

Сначала о необходимости крестить младенцев вообще. Ответить на этот вопрос очень просто. Нужно всего лишь разобраться, что такое крещение касательно самого человека. Да, таинство. Да, соприкосновение со святой водой. Да, вхождение человека в Христову Церковь. Это всё верно, но это неполная картина, ибо перечислены действия внешние по отношению к человеку: над ним совершается таинство, его принимает Церковь. А сам-то человек что делает? В чём его личная роль, его действие «от себя»? Короткий и готовый ответ на этот вопрос мы находим в Первом соборном послании апостола Петра:

 Крещение есть обещание Богу доброй совести (ср. 1Пет 3:21)

И всё сразу становится ясным. Вот в чём суть этого Таинства для самого человека. Это как бы индивидуальный завет между Богом и человеком. Обещание даёт, естественно, не младенец, но его крестный и родители — обещание эту самую добрую совесть в человеке взращивать, прилагать соответствующие душевные усилия для этого. Чтобы он, повзрослев, предстал бы в своих человеческих качествах достойным членом Церкви.

Если родители не собираются воспитывать ребёнка как члена Церкви, то непонятно, зачем они вообще это делают. Просто хотят ребёнку крест повесить? Тогда пусть пойдут в любой ювелирный магазин, купят там крест по средствам, чтоб было «дорого-богато», и наденут на ребёнка как украшение. Кому нужен «обряд», а не Таинство — пусть потратят свои деньги более эффективно: наймут себе аниматоров или ещё каких артистов с декорациями, организуют профессиональные съёмки и воспроизведут обряд любого народа и любой религии, которую захотят, хоть все сразу. Одно мне непонятно, при чём тут наша Православная Церковь, если люди не собираются жить одной жизнью с Ней?

И напоследок ещё об одном лукавом заблуждении относительно крещения младенцев: мол, младенцев крестить не нужно, ибо нужно, чтобы человек вырос, достиг сознательного возраста, и тогда он сам решит, хочет ли он креститься. Чтобы показать нелепость такого рассуждения, давайте применим его в схожих обстоятельствах. «Воспитывать человека не нужно, он достигнет сознательного возраста и сам решит, хочет он быть преступником или законопослушным гражданином». Нелепо, да? А в чём подвох в таких рассуждениях? Подвох в представлении о равной расположенности человека к добру и злу. В действительности же человек в силу своей падшей и повреждённой природы более расположен ко злу, чем к добру. К плохому и скверному он охотно прилепляется сам, а вот для его воли к доброму требуются воспитание и значительные личные усилия. Поэтому если в человеке не взращивать волю к доброму, то он, скорее всего сам так никогда и не выберет лучшее.

Теперь о крещении обливанием или полным погружением. С моей точки зрения, это не важно. И так, и так допустимо в зависимости от пожелания родителей, ибо не имеет значения количество воды, соприкоснувшееся с телом человека. «Не мерой даёт Бог Духа» (Ин 3:34). Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, разве физический размер принятой частицы имеет значение? Имеет значение лишь личная готовность человека к принятию благодати.
Tags: Церковь, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments