Но в повседневной жизни отца Петра более всего увлекали идеи облегчения крестьянского труда и благоустройства крестьянского быта. Он построил в селе Юшковское паровую мельницу, провел в дома электричество, оборудовал ремонтную мастерскую, и в результате село превратилось почти в автономный промышленно-сельскохозяйственный комплекс, где крестьяне сами обеспечивали себя почти всем необходимым. Отца Петра также интересовали вопросы материальной независимости крестьян, и он положил начало местному кооперативному движению и создал кредитное общество, став его председателем.
Множество обязанностей, лежащих в хозяйственной области, стали в конце концов целиком поглощать его время, это становилось несовместимо с пастырским служением, и в 1917 году он вышел за штат. Однако оставление службы Божией его не устроило, и в 1918 году, незадолго до праздника Троицы, он в соответствии со своим прошением был назначен в храм Иоанна Предтечи в село Кочневское. Очень знаменательный поступок! Подобно другому нашему святому 20-го века, святителю Луке Войно-Ясенецкому, он вступил (или вернулся) на путь священнического служения в то время, когда это было самой опасной профессией в советской России.
В июне 1918-го года в село вошли красногвардейцы, двигавшиеся от деревни к деревне с целью «уничтожения контрреволюционного элемента». Священник был ими схвачен, отвезён в соседнее село Касли и там убит. Впоследствии, при приходе белых, он был опознан лишь по подряснику: голова его была разбита в черепки топором, а на теле обнаружены две огнестрельные раны. Священник Петр Смородинцев был погребен в Каслях рядом с Успенским храмом вместе с там же убитыми другими двумя новомучениками: протоиереем Александром Миропольским и священником Петром Беляевым.
Вот какие удивительные люди жили в нашей России! Задолго до общегосударственных планов электрификации они практически занимались ею на местах. Используя свои знания и практические умения, они улучшали уровень жизни русских крестьян, который традиционная советская историография непременно рисует в самом мрачном свете. Для подъёма уровня материального достатка крестьян до уровня, схожего с уровнем тогдашней Европы, им не требовались ни «передовые идеи Маркса-Ленина», ни уничтожение зажиточных сословий с последующим дележом. Именно поэтому такие люди активно истреблялись большевистской властью. Ведь разве поверит тогда человек, что за лучшую жизнь непременно нужно активно бороться, уничтожая соседей, которые лучше живут материально в силу ряда причин?
Урон, который претерпела Россия от гражданской войны, не поддаётся никакой оценке. Ибо главная наша потеря не в разрушенных предприятиях и брошенных полях. Главная наша потеря — в людях, которые всегда являлись основным богатством нашей страны. Сколько же мы их потеряли в лихолетьях 20-го века... Уверен, что большинство нынешних наших внутренних проблем духа, когда люди не живут, а просто влачат своё существование безо всякого возвышенного, в зависимости от достатка привычно заполняя своё время разными пустыми развлекаловками, грязью в соцсетях или модными курортами, имеют свои корни именно в этих страшных людских потерях. Выкосили лучшее...
То, что у нас до сих пор рождаются люди высоких устремлений, без сомнения есть знак Божьего благоволения к нам, донельзя падшим.
Источники:
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века».
Православная энциклопедия «Азбука веры»