inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Categories:

Обожествление Ленина в поэме Маяковского

Вера есть естественное свойство человека. Пока существует человеческая личность, есть и вера. Всякий человек во что-нибудь верит хотя бы по той причине, что он не в состоянии охватить всё-всё на свете ни своими чувствами, ни своим умом. Даже убеждённый атеист верит. Верит в то, что в бытии ничего нет, кроме материи. Ему так проще, ему так удобней делать то, к чему он cам внутренне расположен. Например, «брать от жизни всё». В этом плане коммунисты-большевики не были исключением. Крайне агрессивный атеизм требует и агрессивной веры, совершенно не терпящей инакомыслия. Но большевистские руководители и идеологи были хоть людьми и злыми, но весьма умными, и поэтому они пошли куда дальше простого разрушения. Утверждаясь среди народа, воспитанного в православной культуре и традициях, они не просто насаждали новую веру, но и осознанно или неосознанно придавали ей такие внешние формы, которые в чём-то были бы схожими с предыдущей традиционной, что-то бы брали у неё, что откликалось бы в сознании людей. Этим отчасти и объясняется притягательность советского строя для многих. Так, появился у большевиков и свой пантеон «святых» (деятели коммунистического движения и революции), которых к тому ж изображали в советской литературе и в советской историографии как людей с безупречной нравственностью. Появились и «мощи» — мавзолей Ленина. И «домовые храмы» во многих учреждениях — т. н. «ленинские комнаты». Это всё факты, которые лежат на поверхности, очевидны и не требуют каких-то пояснений.

Но куда большая глубина заимствования открывается нам при анализе советской литературы. Возьмём, к примеру, поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин», входившую в обязательную программу советской средней школы.
Маяковский, хоть православную веру и горячо презирал со всей силой своего темперамента, но как получивший гимназическое образование в православных традициях, желая поглубже показать печаль, которая, по его представлениям, охватила весь мир по смерти Ленина, наполнил своё произведение узнаваемой христианской символикой. Сейчас трудно сказать, сознательно он это делал или нет, но это не вызывает удивления, ибо нет и не может быть более глубокого учения о душе человека, чем христианское.

Будем приводить отрывки из произведения, ради экономии места сжимая маяковские строки-ступени до простых строк, и параллельно попробуем прокомментировать их с использованием цитат Священного Писания или учения Церкви.

Время — начинаю про Ленина рассказ.
Начало классическое, пока ничего особенного. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, … то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать…» (Лк 1:1). Дальше будет больше.

Ленин и теперь живее всех живых
Ну конечно. Бог бессмертен, являясь началом и полнотой всяческой жизни. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Мф 22:32)

Проживешь свое пока
много всяких грязных ракушек
налипает нам на бока.
А потом, пробивши бурю разозленную,
сядешь, чтобы солнца близ,
и счищаешь водорослей бороду зеленую
и медуз малиновую слизь.
Я себя под Лениным чищу…
Человек удобосклоняем ко греху. Ведя повседневную жизнь, он неизбежно грязнит и ранит свою душу скверными мыслями и происходящими от них поступками и нуждается в очищении и исцелении. А для того, чтобы очиститься, нужно обратиться к высшему источнику всяческой чистоты. Для нас, христиан, это Христос-Бог, а для коммунистов, получается, Ленин.

Рассияют головою венчик,
я тревожусь, не закрыли чтоб
настоящий, мудрый, человечий
ленинский огромный лоб.
Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи,
поклонений установленный статут
не залили б приторным елеем
ленинскую простоту.
Ну, это прям религиозная поэма! Тут и сияющий венец над головой, и опасение, впав в фарисейство, потерять за ритуалами поклонения и почитанием, установленными канонами, возможность личной встречи с Божеством. Которая совершается лишь в простоте и чистоте сердца. Сравните: «Будьте как дети» и «Бог есть простое существо».

Мы хороним самого земного
изо всех прошедших по земле людей.
Он земной, но не из тех, кто глазом
упирается в свое корыто.
Землю всю охватывая разом.
видел то, что временем закрыто.
Так не говорят о человеке, так говорят о Боге, в крайнем случае — об особо сильном, духоносном пророке. Христос — не только Бог, но и совершенный человек, «новый Адам».

Он, как вы и я, совсем такой же
Сын Человеческий…

Знал он слабости, знакомые у нас,
как и мы, перемогал болезни.
Христос восприял наше человеческое тело и всё материальное естество, повреждённое первородным грехом, и потому согласно своему человеческому естеству нёс болезни, терпел боль и страдал на Кресте в соответствии с воспринятой Им человеческой природой.

я бы жизнь свою, глупея от восторга,
за одно б его дыханье отдал?!
Что б отдать жизнь за одно лишь дыхание, нужно действительно Ленина Богом воображать. Тогда дыхание, за которое можно жизнь отдать, будет уже не просто дыханием. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго…» (Ин 20:19)

Мы родим, пошлем, придет когда-нибудь
человек, борец, каратель, мститель!
Мессию предваряют пророки — и вот звучат пророчества о Ленине.

Хоть для правнуков, не зря чтоб кровью литься,
выплыви, заступник солнцелицый.
Я кончаюсь, — бог смертей пришел и поманил.
Помни это заклинанье, Нил, мой Нил!
В этой трогательной молитве негра пророчество о Ленине завершается упоминанием Нила, т. е. названия, ассоциирующегося с Египтом, а также упоминается смерть. Смерть, Египет… Ничего не напоминает? Конечно, это возникновение праздника ветхозаветной Пасхи, праздника бегства от рабства и смерти к жизни, прообразующего новозаветную, истинную Пасху — праздник избавления от смерти к жизни вечной.
Ну а Ленин, получается, избавитель от рабства капиталистического и от смерти при капитализме. К смерти при большевизме.

Капитализм в молодые года
был ничего, деловой парнишка:
первый работал — не боялся тогда,
что у него от работ засалится манишка.
Образ Ветхозаветной Церкви. Которая поначалу очень даже соответствовала своему назначению.

Лишь наживая, жря и спя,
капитализм разбух и обдряб.
Обдряб и лег у истории на пути
в мир, как в свою кровать.
Его не объехать, не обойти,
единственный выход — взорвать!
Прошло много времени. Ветхозаветная Церковь уже не соответствует своему назначению. Её священство погрязло в заботе о себе и своём внешнем облике и в формальном выполнении мелочных предписаний. «Оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:35)

Время родило брата Карла -
старший ленинский брат Маркс.
Предтеча! Здесь мы видим образ особого пророка, который возвещает скорое появление главного действующего лица.

Вел и говорил: — сражаясь лягте,
дело — корректура выкладкам ума.
Он придет, придет великий практик,
поведет полями битв, а не бумаг!
«идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.» (Лк 3:16)

По всему поэтому в глуши Симбирска
родился обыкновенный мальчик Ленин.
Указание на то, что рождение мессии, героя повествования, который впоследствии будет творить великие дела, прошло в глуши, неприметно для широких народных масс. В провинциальном городке Вифлееме Симбирске.

Я знал рабочего. Он был безграмотный.
Не разжевал даже азбуки соль.
Но он слышал, как говорил Ленин,
и он знал — всё.
Богообщение меняет человека. Божие Слово открывает нам Истину и мы становимся действительно знающими всё, ибо знаем для нас главное, что не может дать никакое научное знание — самую суть, смысл и назначение собственной жизни. По отношению к этому обычная человеческая мудрость уже представляется второстепенной. Так, среди святых далеко не все были хорошо светски образованными, что не мешало им благодатью Святого Духа удивлять и посрамлять глубиной мысли мудрецов.
Сравните: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (Кор 1:27).

Партия и Ленин — близнецы-братья
кто более матери-истории ценен?
Мы говорим Ленин, подразумеваем — партия,
мы говорим партия, подразумеваем — Ленин.
Создание Церкви, духовно-мистически и неразрывно слитой со Христом. Христос есть Глава Церкви, Церковь же — Тело Его. «...и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём.» (Еф 1:22)

Отсюда Ленин с горсточкой товарищей
встал над миром и поднял над
мысли ярче всякого пожарища,
голос громче всех канонад
Опять же, так не говорят о человеке. Так говорят лишь о Боге. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр 4:12)

А вот как описывается состояние автора и восприятие им мира после смерти Ленина:
Ни солнца, ни льдины слитка -
всё сквозь газетное ситко
черный засеял снег.
Ничего не напоминает? «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф 27:45)

Особенность советского интеллигентского атеизма в том, что он в своих произведениях мог быть насыщенным христианскими идеями, хоть и дико искажёнными и развёрнутыми на 180 градусов.
Современные богоборцы другие. Они уже не воспитаны людьми христианского мировоззрения, поэтому их идеи примитивные, беззубы, непривлекательны и редко идут дальше площадной брани и распространения разного рода откровенного вранья, всерьёз привлекая разве что совсем упадочных личностей.
Tags: Ленин, атеизм, большевизм, культура, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments