Когда я только-только входил в жизнь Церкви, то я по незнанию и по простоте душевной думал, что этот день нужен затем, чтобы побольше поесть в последний раз. Подкрепиться скоромной пищи перед постом так, чтоб на весь пост хватило! Уверен, что есть люди, которые и сейчас так думают. Накупают в последний день побольше продуктов, объедаются, а потом всю первую (самую строгую!) седмицу Великого Поста подъедают остатки масленичной трапезы.
Но так поступать совершенно неверно. Как раз наоборот, рекомендуется рассчитывать употребление продуктов так, чтобы в день заговенья подъесть остатки и потом постящимся с началом Поста эту пищу не употреблять. Есть ещё другое соображение. Пищеварительный тракт человека зачастую любит постоянство и плавные переходы между сменой рационов и порой болезненно реагирует на резкую смену пищевых пристрастий. Поэтому с точки зрения физического здоровья лучше входить в пост постепенно, заранее.
Те же мысли верны и для окончания поста, когда наступает великий праздник и разговление. Радость от вкушения обильной пищи затмевает радость от самой сути праздника, и мы переедаем. Получается неприятная и в общем-то кощунственная вещь: праздник встречаем грехом.
Об этом не без доли иронии писал в своё время наш народный гений мысли Михаил Ломоносов:
![]() | «Христос Воскресе! — только в ушах и на языке, а в сердце какое Ему место, где житейскими желаниями и самые малейшия скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые объедением и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и смирение! Не на таких ли Бог негодует у пророка «Праздников ваших ненавидит душа моя». М.В. Ломоносов. Записка о сохранении и размножении российского народа. 1 ноября 1761 г. |
Кроме того, разве не досадно: стяжать в себе на протяжении длинного поста нечто духовное, а потом в один день всё потерять? Поэтому и здесь тоже постепенность, постепенность и ещё раз постепенность.
Мы здесь коснулись исключительно физической, пищевой, внешней стороны поста, но она не является ведущей. Первенствовать должна духовная, молитвенная, а пищевая лишь неотступно следовать за ней. Это подобно тому, как дух должен главенствовать над телом, и тело — служить ему, а не наоборот. Попытаться почувствовать это — одна из задач поста. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
