inok_mihail (inok_mihail) wrote,
inok_mihail
inok_mihail

Достаток и нравственность

Оказывается, некоторые считают, что нравственность человека определяется его материальным достатком. Якобы если обеспечить такой уровень материального благополучия, что человек ничего желать не будет, то в мире полностью исчезнет зависть и злоба, ибо исчезнет причина для неё. Такой вот вариант идей гуманизма 18-го века в современном исполнении, умноженных на научно-технический прогресс. Примеры высказываний:
«Нравственность вторична по отношению к экономике и меняется вместе с ней.»

«Алчность исчезнет только с бедностью. Раньше состоятельные люди обжирались, в допетровской Руси толстый живот был предметом гордости. Сейчас голод в цивилизованных странах исчез, даже клошар на свое пособие получает достаточно калорий. И еда перестала быть престижной. В моде подтянутость. Жир - признак бедняка. Точно также избыток вещей делает ненужной жадность к этим вещам. Значит, повышение производительности труда решает вопрос морали


Мы видим всю ту же ложную идею абсолютного равенства, только с другой стороны. Не получилось тогда, не получится и сейчас. Сторонники таких идей просто не знают человека. Они путают внешнее проявление какого либо отрицательного качества души с его первопричиной, которая в душе человека. Не бедность делает человека жадным и вороватым. Она лишь проявляет те качества, которые есть внутри человека, делая их видимыми. А обеспеченность может их внешне скрыть. Но это не значит, что они исчезли. Они просто внешне не проявляют себя. Но запросто могут проявить себя позже, и тогда человек даже может использовать свои большие материальные возможности для увеличения зла.

В этом отличие понятия греха от уголовного преступления. Уголовный кодекс, как и любой закон, судит за внешнее. Если человек ничего не украл и никого не убил, то он не подлежит ответственности за такие преступления. Но если человек сам считает для себя возможным решать свои личные проблемы через убийство или воровство, то он греховен, даже если это не проявляется во внешних делах. Ибо завтра могут наступить соответствующие условия, и они проявятся во всей своей неприглядной полноте.

Лечить жадность полным достатком — это всё равно, что лечить сердечную недостаточность устранением бледности кожи с помощью макияжа. Человек будет выглядеть совсем как здоровый! Но болезнь будет спрятана внутри и потом проявит себя.

Кроме того, разве не может полностью материально обеспеченный человек захотеть, чтобы не у него было больше (ибо больше уже некуда), а чтобы у соседа было меньше? А причина для объяснения самому себе, почему я достоин, а сосед — нет, непременно найдётся. У зависти ведь есть и обратная сторона. Да и вообще, кроме зависти, у человека достаточно других пороков, приводящих к тому, что он творит зло.

Есть в этих идеях нео-гуманизма ещё и такое несоответствие с реальностью. Ведь согласно им, богатые и всем обеспеченные люди должны бы быть самыми высоконравственными и добрыми. Но мы такого не видим!
Не всякий, кто нам улыбается, непременно желает нам добра.

Идеи равенства уже возникали в умах и раньше. Ведь точно также можно сказать, что если у всех отнять всё и сделать всех одинаково бедными, то причина для зависти и злобы тоже исчезнет. И были попытки построить такие общества. Но вот только приводили они к такому всплеску злобы, насилия, унижения человеческой личности, что лишь содрогаешься, читая о тех событиях. И сейчас мы опять видим идеи вылечить повреждения нравственной природы человека чисто внешними средствами, только с другой стороны.
Лучше даже не пытайтесь экспериментировать. Законы человеческого естества, которые Создатель вложил в своё творение, вам не изменить. Это может только Бог. Христос.
Tags: внешнее и внутреннее, православие, равенство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments